XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 295 Лаврентьева Н. В. (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) Искусство Африки в ГМИИ им. А. С. Пушкина —  этапы сложения коллекции и перспективы работы Для историка искусства работа с африканским материалом представляет собой не только исследование памятников, их стилистических особенностей и возможных взаимосвязей при максимально полном понимании контекста, но эта деятельность требует иных методов и подходов, нежели даже древне- египетские памятники, происходящие с того же континента, но из иной эпохи и с совсем иной культурной составляющей 1 . Перед исследователями встает комплекс проблем и видятся способы их решения, довольно сильно отходя- щие от привычных для классического искусства методов описания, оценки художественного значения и стилевых особенностей памятника. Даже такое основополагающее для европейского искусствознания понятие как «подлин- ник», здесь приобретает иное звучание 2 . Особенно остро эти проблемы встают перед исследователем, когда он рабо- тает с новой музейной коллекцией. Старые собрания имеют свою логическую и методологическую основу. Недавно переданные в музей собрания требуют осмысления, связанного не только с их вписыванием в контекст фондов музея, но и оценки перспективы дальнейшего развития собирательской работы музея в этом направлении. Коллекция искусства Африки (ИА) ГМИИ представляет собой, судя по вре- мени поступления подавляющего большинства предметов, «новое» собрание, но созданное на старой основе. Первые вещи поступили в Музей вместе с кол- лекцией живописи, собранной С. И. Щукиным—как «экзотическая» часть его коллекции 3 . Несмотря на то, что это собрание насчитывает всего 7 предметов, из которых один памятник не относится к африканскому искусству, а еще один является бронзовым «снимком» 4 . Пять собственно африканских памятников из собрания С. И. Щукина — это примеры африканской скульптуры бамбара, сенуфо 5 , чокве. Именно эти вещи составляют тот фундамент, который позволяет 1 Выражаю благодарность коллегам — хранителям африканских памятников в фондах ГМИИ им. А. С. Пушкина О. А. Васильевой и Н. Д. Кортуновой за возмож- ность работы с памятниками. 2 Куценков П. А. Предисловие. Подлинник, реплика, имитация // Оригинал и повто- рение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока. М.: ГИИ, 2014. С. 14–15; Григорович Н. Е. «Аэропортное» искусство. Подделки или копии? // Оригинал и повто- рение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока. М.: ГИИ, 2014. С. 16–35. 3 Демская А. А., Семенова Н. Ю. У Щукина на Знаменке. М., 1993. С. 122. 4 Морозова С. С. Скульптура с бульвара Распай // Amant Alterna Camenae. Сборник статей к 60-летию И. И. Тучкова. М.: МГУ, 2017. С. 313–321. 5 Куценков П. А. Статуэтка сенуфо из собрания ГМИИ и некоторые проблемы культуры Западного Судана // Тезисы докладов и научных сессий, посвященных итогам

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=