XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 302 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Этот подход имеет значение именно для художественного музея. В России в чем-то проще начинать и осуществлять его — у нас нет за спиной проблем Европы и Нового Света: в качестве стороннего наблюдателя у нас не замутнен взгляд сменой парадигм—от «примитивного» и «экзотичного» до «современ- ного» и «актуального». Таким образом, можно проследить несколько этапов в составлении кол- лекции Африканского искусства. Первый — это приобретение памятников коллекционером, но специализировавшемся на европейском искусстве, которому африканские предметы были необходимы в качестве иллюстрации, оттеняющей произведения искусства, которые, как он считал, возникли под влиянием моды на Африку. Следующий этап — это приобретение памятников художником, которого интересовали, прежде всего, художественные особен- ности памятников, нежели доподлинное изучение их происхождения. Вслед за этим в музей поступают предметы, собранные не специалистом историком, этнографом или искусствоведом, но человеком, имевшим возможность полу- чить «насмотренность» памятников, пребывая в Африке какое-то время. Важно также отметить, что приобретения совершались уже на территории культуры, внутри которой создавались эти произведения. И наконец, наступает этап, когда отбор памятников производится в центрах производств, с выяснением точного провенанса, датировки и авторства, под руководством специалиста, знающего стилистические особенности именно данного региона, где памятники приоб- ретались. Хочется надеяться, что эта положительная динамика укоренится, и ГМИИ сможет и далее пополнять свои фонды памятниками с максимально полным провенансом, имеющими значительную художественную ценность. Львова Э. С. (ИСАА МГУ, Москва) К 500-летию связей Эфиопии и Португалии —  выставка в Лиссабоне В Лиссабонском музее Востока в 2018 году открылась выставка «Страна Пресвитера Иоанна». Этот музей вырос из старого музея времен Великой Пор- тугальской колониальной империи. Однако на постоянной экспозиции музея нет предметов из ее африканских владений и Эфиопии—представленышироко лишь Макао (позднейшие периоды искусства Китая) и тихоокеанские острова. Заметим, что в том же 2018 году в Москве проходила выставка «Властелины трех океанов», посвященная «золотым векам» (ХVI—ХVII вв.) португальского колониализма, на которой также не было эфиопских артефактов. Тем интереснее означенная выставка. Очень знаменательно название ее. Оно напоминает, что само «открытие» португальцами, бывшими первыми европейцами в нынешней Эфиопии (тогда Абиссинии) обязано поискам леген-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=