XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 307 гаитянского писателя Луи Филиппа Даламбера, Мабанку создал конголезский вариант металитературного сюжета — «портрет художника в молодые годы». Связь с Большой историей у обоих конголезских писателей (воспоминания о колониализме, провозглашение Независимости, движение панафриканизма, африканские фестивали искусств, вызовы глобализации) фрагментарна, информативна (в основном ономастический интертекст), без экзистенциальной саморефлексии об индивидуальной причастности к трагическому историче- скому опыту XX века, катастрофическим гео-политическим, экономическим и экологическим потрясением. Металитературная рефлексия выражается в размышлениях о специфике формирования африканских писателей, рецепции мировой литературы, романной технике, необходимости «гибридного» языка («конголизация» французского). Отношение самих писателей к автобиографической прозе неоднозначно. Известны негативные оценки Пушкина и Толстого воспоминаний, записок, дневников писателей из-за «физической невозможности быть искренним» 1 . Сартр, напротив, и сам писал («Слова», 1964), и восхищался скандальным автобиографическим романом «Дневник вора» (1949) Ж. Жене, «всей прав- дой» о себе автора, вора и гомосексуала, сравнивал его стиль с Сен-Симоном и евангелистом. У. Эко считал автобиографический роман худшим из всех видов романа. Думается, что «вымышленная биография» — компромиссное реше- ние дилеммы «ложь-правда» в отношении писателей к своему «я-сознанию». Конголезская литература сделала в этом направлении первые шаги. Манирагена Валенс (ВФ СПбГУ; СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург) Трагические события 1990-х годов в Руанде в произведениях писателей и музыкантов Война, которая началась в Руанде 1 октября 1990 года, завершилась победой Руандийского патриотического фронта (РПФ) в июле 1994 года. Ее последствия отразились на всех руандийцах и продолжают влиять сегодня как на жизни отдельных граждан, так и на страну в целом. То, как руандийские писатели, авторы музыкальных произведений видели и видят события, связанные с этой войной, не всегда попадает в поле зрения исследователей. Особенно это каса- ется тех авторов, кто создает свои произведения на языке киньяруанда. Учиты- вая, что Руанда все еще относится к странам устной культуры, рассмотрение музыкальных произведений указанного периода представляет большой инте- рес. Исполнители устной поэзии, как правило, искренне и правдиво выражают мысли и эмоции своего народа. 1 А. С. Пушкин. Письмо П. А. Вяземскому от 6 ноября 1825 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=