XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 321 (4) ’el ‘eliyon [Gen. 14:20] КС:Albarka ma bara Irkoy Jera-nt-aa se kaŋ na ni iber-ey kaŋ-andi ni kab-oo ra! [‘благодарю Бога Всевышнего , который бросил врагов твоих в твои руки’] (5) ’elohe ha-’elohim wa’adone ha-’adonim [Deut:10:17] КС: war Koy-oo ti irkoy-ey Irkoy, ŋga ti koy-ey Koy-oo, Irkoy beer-oo, Hinikoy-oo… [‘ваш Господин — Бог богов и Хозяин хозяев, Великий Бог, сильный хозяин…’] Саватеев А. Д. (ИнАфр РАН, Москва) Исламские профетические движения в Африке южнее Сахары: историческое предназначение и лидеры В советской/российской африканистике практически не упоминаются массовые духовно-религиозные (профетические) движения под знаменем ислама, оказавшие серьезное влияние на общественно-политическую ситу- ацию в Африке южнее Сахары и в Северо-Восточной Африке, во многом определившие историческую судьбу вовлеченных в них народов. Речь пойдет о восстаниях под руководством Османа дан Фодио, аль-Хадж Омара, Мухам- мада Ахмеда (Махди), Амаду (Ахмада) Бамбы, Сайида Мухаммада Абдаллаха Хасана, которые провозгласили себя посланцами Пророка Мухаммада. Во-первых, эти движения были многофакторными, многоаспектными проявлениями рождающейся исламской цивилизации. На первых порах они носили миссионерский, религиозный характер. Во-вторых, эти движения имели своей целью распространение основ веры, исламских знаний и арабского языка на всей территории, охваченной пламенем восстания против этнических верований. То есть, речь шла об унификации образа жизни на основе религиозного, социально-культурного, морально-нрав- ственного и политического единства. В-третьих, обращение в ислам резко повышало социально-культурный статус неофита, способствовало его культурному росту. В-четвертых, возникающий многочисленный круг уверовавших в харизма- тические способности пророка становился альтернативой официальной власти официальных правителей и в конечном итоге духовно-религиозный авторитет одерживал победу над властителем. В-пятых, эти профетические движения, кроме восстания Османа дан Фодио и мирного движения А. Бамбы, первыми оказали массовое организованное сопротивление европейской колонизации в Африке южнее Сахары, защищая ценности исламской цивилизации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=