XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 322 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки История выдвинула пророков неслучайно. Это были, как правило, высо- коодаренные личности, наделенные литературным и ораторским даром, мощным организационным и дипломатическим талантом. Пророчествующие лидеры полагали, что обозначенные великие задачи переустройства африкан- ских обществ на основе трансэтнической религии ислама позволят возвести соответствующие социокультурные миры, обладающие всеми инструментами регулирования жизни общества. Растущая религиозная община, объединяю- щим центром которой был пророк, как правило, опиравшийся на тот или иной тарикат, становилась угрозой власти местных вождей, а затем и колониальной администрации. Соперничество духовно-религиозной власти и власти поли- тической обычно перерастало в вооруженное столкновение. Здесь можно выделить два типа пророков: пророки-воители, уповавшие на военный джихад как способ достижения цели, и пророки-проповедники, придерживавшиеся неучастия в делах колонизаторов. Пророки-воители сде- лали упор на жесткое противостояние европейцам, провозгласив джихад, нацеленный на борьбу как с многобожниками, так и с иноверцами. Именно они организовали отпор европейцам. Пророк-проповедник в истории Тропической Африки один — сенегалец, волоф А. Бамба. Но он оставил, пожалуй, наиболее глубокий след в исто- рии исламизированной части Западной Африки. Пророк-проповедник не призывал к войне с «неверными», а концентрировал усилия на создании целостной системы организации общества и его жизнеобеспечении на основе трудовой этики, комплекса религиозно-культурных и социально мотивированных потребностей. С помощью разработанной им педагоги- ческой системы трудового и духовно-религиозного воспитания он заложил такие основы локальной субцивилизации, что она продолжает действовать и cпустя 130 лет. В то же время регионы, где в XIX—начале XX вв. разворачивалась деятель- ность воинствующих пророчествующих лидеров, в наше время превратились в регионы деятельности исламских радикальных движений. Обоснование и тактика ведения вооруженной борьбы за веру и против колонизаторов оказа- лись востребованы сейчас, когда даже российские, джихадистски настроенные мусульмане оживленно комментируют в Интернете произведения аль-Хадж Омара и Османа дан Фодио. Савельева Д. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Восхваление и критика светских и церковных элит в эфиопской поэтической импровизации кэне Особый жанр эфиопской поэзии на языке геэз —  кэне . Основные черты поэтических произведений этого жанра заключаются в импровизации и нали-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=