XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 335 Семенова В. Н. (ВФ СПбГУ; МАЭ РАН, Санкт-Петербург) К характеристике коллекции № 4055 МАЭ РАН: история поступления, состав, краткий иконографический анализ Коллекция № 4055 появилась в МАЭ РАН благодаря Эрмитажу. Она была составлена из коллекции академика Б. А. Тураева, принятая на хране- ние в Эрмитаж в 1923, и из коллекции бывшего Богословского института. Всего 19 номеров, 22 ед. хр., согласно акту были переданы в марте 1930 г. Со стороны «Музея Антропологии и Этнографии при Академии наук» акт о передаче в постоянное пользование подписал Д. А. Ольдерогге. По харак- теру вещей коллекция сборная: одна грамота (за стеклом), одна рукопись (часть 8 листов), восемь свитков, две лубочные картины, один диптих, два триптиха, один крест, мешочек, в котором хранились свитки, и фотографи- ческие отпечатки с эфиопских рукописей. Последние два предмета не несут коллекционной ценности, но оказались зачислены в коллекцию по факту своего наличия. В этнографическом музееведении частью предмета счи- таются веревочки, навешанные на фетиши, вещество, которым покрывают скульптуру, и конечно, плетеные либо сшитые мешочки, в которых часто хранят замки, мелкие украшения, в нашем случае — свитки. Это история бытования вещи, которая имеет ценность именно как предмет этнографии в отличии от предмета искусства. Что касается фотографических снимков, то они впоследствии были включены в состав иллюстративных коллекций. Стоит отметить, что в то время фонд Музея комплектовался целенаправленно пересъемками зарубежных газет, книг, энциклопедий, статей, фотографий предметов — всем, что имело отношение к этнографии и истории Африки, что могло служить источником знания об Африке. Собственно, предметы эфиопского религиозного культа коллекции № 4055 представляют интерес для исследователя, некоторые из них являются уникаль- ными. В частности, лубочная картина № 4055–14 представляет нам символиче- ское изображение Эфиопского государства, его социальных классов под властью императора. Более поздний аналог такого видения устройства эфиопского государства был обнаружен автором только в собранииМузея Бранли в Париже. Вторая лубочная картина, как указано в описи, является по содержанию иконой, представляя эфиопских святых, но в окружении представителей местной знати. Это характерная черта сакральной живописи конца XIX — начала XX вв. Особый интерес представляют магические свитки. Тексты свитков разо- брал в своей кандидатской диссертации С. Б. Чернецов. Однако эфиопские свитки богато украшены выполненными в специфичной технике рисун- ками, которые никто не описывал. Между тем, французский ученый Жак Мерсье описал основные иконографические типы, характерные именно для магических свитков, датировал их. По основе его исследований в докладе

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=