XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 340 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Суетина Ю. Г. (ИСАА МГУ, Москва) Аналитические конструкции в языке хауса Хауса является динамично развивающимся языком Нигерии, расширяется сфера его употребления. Даже в тех штатах Северной Нигерии, где хауса не являются преобладающим по численности населением, этот язык завоевывает все большие позиции. Так, в штатах Борно и Йобе, где основное населе- ние — это народ канури, все больше людей говорят на хауса, особенно при общении с представителями других народов. Помимо развития словарного состава языка хауса, происходят и изменения в его грамматике. Это касается и появления новых предлогов, образованных от отглагольных имен, и новых словообразовательных конструкций, о чем уже приходилось говорить. Сегодня я хочу затронуть вопрос об аналитической конструкции в языке хауса, представляющей собой приглагольное местоимение формы suna + формант mai + отглагольное имя. Формант mai sg./ masu pl. передает значение «обладания чем-либо». Это может быть и слово, выраженное конкретным существительным, например mai mota ‘владелец автомобиля’, и абстрактным существительным: mai hankali ‘умный’. Словосочетания с формантомmai занимают в предложении те позиции, которые обычно занимают существительные, т. е. позицию субъекта, определе- ния к существительному, которое всегда стоит в постпозиции к определяемому слову, прямого и косвенного объекта и предиката в именному предложении. (1) Mai gida ya kira duk mutanensa Хозяин дома он (Perf.) звать все люди+его. Хозяин дома позвал всех своих людей. (2) Yanzu ‘yan sanda suna neman mai mota. Теперь полицейские они (Imp.) разыскивать владельца машины. Теперь полицеские разыкивают владельца машины. (3) An nuna mini wani mai arziki. Безл. мест. Perf. показывать мне какой-то богач. Мне показали одного богача. (4) Babu shakka duk ‘yammakarantamasu k’ok’ari za su сдать Отсутствие сомнение все школьники обладающие усердием они (Fut.) wannan jarrabawa, in ji malamin makaranta . этот экзамен, я (subj) слышать учитель школы .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=