XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 345 Вместе с тем, как уже говорилось выше, аналогичная конструкция, впервые зафиксированная в тексте перевода с английского на хауса, вошла, хотя и не так широко, в язык художественной литературы. Татаровская И. Г. (ИнАфр РАН, Москва) К вопросу о происхождении гриотов Широкая сфера профессиональной деятельности гриотов предполагает необыкновенное происхождение этой касты. Легенды о происхождении гриотов эволюционировали в результате изменений, которые происходили в западноафриканском обществе. История гриотизма берет свое начало в глу- бокой древности, с появлением первых древних государств на территории Западной Африки. Существуют разные версии о происхождении гриотов. Самые ранние сведения относятся к фольклору, затем появляются письменные документы африканцев, а впоследствии — европейских путешественников и миссионеров. Самые древние истории о происхождении гриотов дошли до нас в виде этиологических мифов и легенд. Социальная каста гриотов представляет собой узкую эндогамную группу, куда входят представители разных народов Западной Африки, поэтому мифы и легенды об их происхождении расходятся как по времени, так и по месту действия событий. Однако почти все этиоло- гические мифы о гриотах описывают какое-то событие, связанное с проли- тием крови. Это может быть преступление на «кровной почве» или контакт с кровью. В этиологическом мифе мандинго рассказывается как старший брат, чтобы спасти жизнь своему младшему брату, поит его своей кровью и кормит куском мяса своей ноги. Когда младший брат узнает о поступке своего брата, он клянется быть вечным его слугой. Главная сюжетная линия этого мифа сводится к изменению социального статуса одного из братьев. Нарушив главный запрет: поедание плоти и крови родного брата, младший брат подвергается наказанию. Он уже не может быть «ровней» своему брату и становится его слугой. В этиологическом мифе сонинке рассказывается о том, как было пред- сказано стать гриотом сыну правителя Нганамбы Гассире. Молодой принц был великим воином. Он мечтал о скорой смерти своего отца и славе. Но мудрец предсказал ему иную судьбу. Однажды Гассире услышал пение куро- патки, которая пророчествовала о том, что великие войны и правители умрут и только песни об их подвигах будут живы. Тогда Гассире соглашается стать гриотом. Он просит кузнеца изготовить ему лютню, но эта лютня не издает ни звука. Чтобы она запела нужно, чтобы этот кусок дерева стал живым, обрел сердце, поэтому Гассире берет лютню с собой на войну. В бою погибают его

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=