XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 356 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки о корнях средневековой суахилийской поэзии. Количество слогов в каждой строке и строк в строфе, обязательное наличие рифмы вина , цельность, завер- шенность мысли, которую автор должен донести до читателя в каждой строфе, наконец, возможность пропеть строфу или весь стих целиком—вот признаки, отличающие высокую поэзию по мнению традиционалистов. Стремление описать просодику суахилийского стиха этими авторами словно предвосхитило те перемены, которые ожидали суахилийскую поэзию в ближай- шем будущем — в начале 1970-х о своем желании писать по-новому заявили молодые поэты, бросившие вызов традиционным нормам суахилийского сти- хосложения. Более того, апологеты новой поэзии—Мулокози и Кахиги, Э. Кези- лахаби, Ф. Топан—не стали медлить с ответом теоретикам-традиционалистам. Уникальность суахилийской поэзии — в наличии рифмы и размера? , Что такое поэзия? , Свободный стих — разве это поэзия? — так звучат названия глав книги Мулокози и Кахиги «Стихосложение» (Kunga za Ushairi na Diwani yetu, 1979), в которой авторы спорят с традиционалистами в лице Абеди, Кан- доро и др., отвергая положение о европейских и американских корнях обнов- ленной суахилийской поэзии, заявляя о ее прямой связи с народно-песенным творчеством, история которого залегает гораздо глубже того, что принято называть канонической поэзией. Исследование суахилийской словесности принимало новые формы, в том числе в такого рода дискуссиях, носящих наступательно-оборонительный характер. Так образовалось два противобор- ствующих лагеря: традиционалистов и модернистов, чей конфликт нашел отражение и в поэтическом творчестве. Появление новой суахилийской поэзии на фоне закрепившихся и продолжа- ющих бурно развиваться традиционных жанров требовало осмысления самого поэтического творчества и, шире, суахилийской литературы в целом. Необходи- мость восполнить этот пробел почувствовали сами суахилийские литераторы, представители писательской и научной интеллигенции, активно включившиеся в процесс формирования теории суахилийской литературы на самых разных уровнях: историческом, типологическом, формальном. Не последнюю роль в этом процессе играла задача выработать научный аппарат, а также суахили- язычную терминологию: в этом смысле огромное значение имел вышедший в 2003 году первый «Литературный словарь. Терминология и теория» ( Kamusi ya Fasihi. Istilahi na Natharia ) кенийского литературоведа Кьялло Вамитилы. Харькина Е. С. (ЯрГУ, Ярославль) Нигерийская повседневность через объектив Эндрю Эсиебо Фотография как средство информации стала неотъемлемой частью совре- менной жизни, фиксируя историю, мгновенье и эмоцию, события и даже

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=