XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 359 «…произошел сдвиг от героев и творцов истории к безымянным жертвам, чьи судьбы были впервые рассказаны и услышаны во всем многообразии их голосов» 1 . Один из таких голосов принадлежал сторонникам афроцентризма, инициировавшим взаимосвязанные процессы «деколонизации» пространства исторической памяти и создания собственных практик коммеморации. Афроцентризм, в широком смысле слова, представляет собой идейное тече- ние, в основе которого лежит утверждение о центральном положении Африки и африканцев в мировой истории и культуре. Оно формировалось с начала второй половиныXIX в. и на всем протяжении XX в. усилиями интеллектуалов африканского, африкано-американского и афро-карибского происхождения, в числе которых Эдвард Блайден, Уильям Дюбуа, Франц Фанон, Леопольд Седар Сенгор, Кваме Нкрума, Шейх Анта Диоп и другие. В начале 1980-х г. африкано-американец Молефи Кете Асанте создал теорию афроцентризма, призванную способствовать обретению подлинной («африканской») иден- тичности представителями чернокожего населения мира в целом и США в частности. Одной из ключевых задач афроцентристов стала разработка и репрезентация собственной модели исторической памяти. Прошлое африкано-американцев и африканцев было в значительной мере трансформировано в рамках афроцентричной модели исторической памяти. Воснове созданных и активно распространяемых ими коммеморативных практик лежат интерпретации истории и культуры различных народов Африки («изобре- тенные традиции»), а также негативная память — эмоционально окрашенные воспоминания о несправедливостях и страданиях, причиненных белыми рабо- торговцами, рабовладельцами и колонизаторами представителям черной расы. Цветков Э. Г. (ЯрГУ, Ярославль) «Помощники по хозяйству» советских специалистов в Африке в 1960–1970-е гг. «Если приезжает белый человек и зарабатывает деньги, то он должен обязательно помогать африканцу!» 2  — такие слова услышала молодая совет- ская учительница, приехавшая на работу в Гану осенью 1964 г. Директор школы-интерната объяснил, что это форма поддержки населения и сказал, что приведет женщину-служанку по имени Чочин. В интервью советских специалистов, работавших в Африке 3 в 1960– 1970-е гг. есть упоминания о таком опыте взаимодействия, на основании 1 Там же. 2 Личный архив автора [Цветкова Э. Г.]. ИнтервьюСтаровой Л. Н. 27 сентября 2012 г. 3 Сведения из интервью специалистов, работавших в Кении, Мали, Гане, Гвинеи и Танзании

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=