XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

«Школа молодого востоковеда» — 2019 к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 391 произведении, в то время как в статье В. Н. Зарытовской раскрывается образ Франкенштейна в контексте описываемого автором исторического периода. Мы же уделим особое внимание психологической характеристике главного героя, взаимодействию арабского Франкенштейна с окружающим его миром, а также значению его образа в наши дни. Действие романа разворачивается в Багдаде в 2005–2006 годы, когда в городе каждый день гремели взрывы, американцы патрулировали улицы, а новые власти пребывали в ожидании начала гражданской войны. На этом фоне бедняк-старьевщик Хади создает существо, собранное из частей тел жертв терактов, валявшихся на дорогах города, подобно мусору. Однажды в это существо вселяется душа охранника отеля, погибшего при очередном теракте. С этого момента существо, называемое Хади «Как его зовут», прессой «Франкенштейн», а полицией «Преступник Х», начинает мстить всем, кто при- чинял несчастья простым иракцам, в том числе и тем, из кого состоит его тело. Франкенштейна называют «первым гражданином» Ирака, олицетворяющим все конфессии и национальности, проживающие в стране. На его лице видны следы стежков, рот напоминает рану, а тело покрыто сочащейся жидкостью. Его миссия—достижение правосудия и порядка. На своемпути он знакомится со ста- рушкой Элишуа, перепутавшей его со своим пропавшим в ирако-иранской войне сыном, со своим создателемХади, к которому он испытывает неприязнь, а также приобретает сторонников, разглядевших в нем Спасителя, олицетворение Бога. На протяжении действия романа отношение Франкенштейна к своей миссии претерпевает значительные изменения. Первоначально он хочет помочь людям, а затем незаметно исчезнуть, однако в конце произведения Франкенштейн начи- нает убивать людей, чтобы заменить ими отпавшие части своего тела. Франкен- штейн полагает, что у него больше прав на жизнь, чем у любого из этих людей. Между английским оригиналом и его арабским ремейком прослеживается некоторое сходство: оба произведения составлены как сборник секретных документов, главные персонажи созданы из частей тел, оба они порождают в людях чувство страха и ненависти. Однако если в оригинале Франкенштейн является отвергнутым обществом чудовищем, требующим человеческой любви, то образ Франкенштейна в арабской версии показывает бессмысленность кровной мести и насилия. Давидович Я. И. (ФМО СПбГУ, Санкт-Петербург) Суфизм в политическом контексте современного Ирана Уже на протяжении нескольких столетий суфизм традиционно вызывает особый интерес у исламоведов. Важную роль в истории ориентализма сыграли идеализированные представления о суфизме как об истории благочестивых

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=