XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

«Школа молодого востоковеда» — 2019 к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 407 Малык К. А. (НИУ ВШЭ, Москва) Отражение в творчестве преподобного Иоанна Дамаскина богословских дискуссий в исламской среде и их роль в формировании проблематики и аргументации в его сочинениях Иоанн Дамаскин — одна из ключевых фигур византийского христианства, чья деятельность была напрямую связана как с Византией, переживавшей «темные века», так и с Омейадским Халифатом. Время активной деятельности Иоанна Дамаскина приходится на период ожесточенных богословских споров как в среде восточного христианства, так и в раннеисламских кругах. Будучи родом из Дамаска, столицы Омейадского Халифата, Иоанн, как считают, был достаточно хорошо знаком с проблематикой споров в исламской теологии и так или иначе отражал эти знания в своих работах. Верификации этого мнения, в частности, и посвящено настоящее исследование. Данный доклад направленна то, чтобыуточнить позициюИ. Дамаскинамежду христианским и арабо-исламскиммиром через призму его работ—в первуюоче- редь, посредством рассмотрения такого собрания трудов, как «Источник знания» (преимущественно, сочинений «О ересях» и «Точное изложение православной веры») и трактата «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Предварительные выводы по данным аспектам можно представить следу- ющим образом. Иоанн Дамаскин ведет полемику с исламским вероучением в двух центральных темах: критике аниконизма (иными словами, в апологетике иконопочитания) и собственно полемике с исламом. Проблематика аниконизма описывается Дамаскиным главным образом в трех сочинениях: «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», «Точное изложение православной веры» и «О ересях». Безусловно, в них отражена, в первую очередь, критика иконоборческого движения в Визан- тии, однако идеи иконоборцев очень схожи с исламским аниконизмом, что было выяснено в ходе работы. Большую часть аргументов, которые Иоанн Дамаскин выдвинул против иконоборчества, можно применить и к исламскому учению о запрете изображения Бога и живых существ — во многом потому что в их основе лежит ветхозаветный аниконизм, зафиксированный во Второзаконии. Полемика Иоанна Дамаскина с исламом отражена в работах «О ересях» и «Беседа сарацина с христианином». Однако поскольку предшествующие исследования показали, что авторство последнего сочинения лишь приписано Дамаскину, в данной работе это произведение проанализировано не было. Упоминание ислама в сочинении «О ересях» дает довольно широкую, но непривычную для нас картину отношения христианства к исламу. Во-первых, Иоанн Дамаскин называет ислам 101 ересью, не считая его самостоятель- ным религиозным течением. Во-вторых, описание исламского вероучения,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=