XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XX 408 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки приведенное автором, содержит ряд фактологических и логических ошибок, которые бросаются в глаза современному читателю. Исходя из этого, ученые XIX–XX вв. полагали, что Иоанн Дамаскин был лишь поверхностно знаком с исламом, не знал ни основ вероучения, ни Корана. С подобным утверждением сложно согласиться: учитывая, что до монаше- ского пострига Иоанн Дамаскин занимал административный пост при дворе халифа в Дамаске, он не мог оставаться в изоляции от мусульманской элиты. Кроме того, в период жизни Иоанна Дамаскина еще не был зафиксирован канонический текст Корана, поэтому мы ничего не знаем о той версии свя- щенного текста мусульман, с которой он был знаком. Сунна, в свою очередь, только начинала оформляться в это время, поэтому Иоанн Дамаскин вряд ли имел возможность с ней ознакомиться. Таким образом получается, что Иоанн Дамаскин — свидетель и современ- ник доканонической эпохи ислама, которая не была зафиксирована и остается малоизученой. Возможно, Иоанн Дамаскин в своих трудах описывает именно те традиции и нормы исламского вероучения, которые были характерны для жителей Дамаска его эпохи. Основная проблема в критике идей Иоанна Дамас- кина об исламе состоит именно в том, что ученые привыкли видеть «класси- ческий» ислам образца как минимум конца VIII — начала IX вв. Об исламе конца VII — начала VIII вв. нам мало что известно. Данная работа ставит задачей определение особенностей интеллектуальной среды, в которой осуществлялась деятельность Иоанна Дамаскина, и специ- фики его идей. Интеллектуальная среда рассмотрена в трех аспектах: христи- анской традиции патристики, развития арабо-мусульманской религиозной мысли, жизни христиан на территории Палестины. В качестве базового аспекта специфики творчества Иоанна Дамаскина в работе исследуется возможное влияние концепции исламского аниконизма на его апологию иконопочитания. В настоящем докладе также рассмотрена специфика и оригинальность антиму- сульманских полемических произведений Дамаскина, их связь с богословскими дискуссиями, которые назревали в исламской среде первой половиныVIII века. Следует отметить, что четкие выводы по данной проблеме в отечественной научной литературе еще не были сформулированы. Матросов В. А. (НИУ ВШЭ, Москва) «Город, размером с Родину», на просторах Всемирной сети: образ (не)побежденной Дерны в ливийской поэзии 28 июня 2018 г. войска Ливийской Национальной Армии под руководством Халифы Хафтара заняли Дерну, покончив с длившейся 21 месяц агонией осажденного города. Образ Дерны, дольше всех оказывавшей сопротивление

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=