XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

«Школа молодого востоковеда» — 2019 к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 427 индо-буддийских верований и сражались против новой исламской знати, осевшей в новой столице 1 . Несмотря на то, что теория исламизации Брунея Николла является одной из общепризнанных, ее можно подвергнуть критическому анализу. Он использует лишь европейские источники XVI в., не привлекает информацию из работ современных брунейских исследователей, таких как М. Джамил 2 , а также не учитывает ряд западных исследований, например, Й. Курца 3 . Историк не обращается и к традиционной малайской историографии, например, к клас- сическому произведению «Родословная раджей Брунея» (мал. Silsilah raja-raja Brunei). Стоит также отметить, что Николл не учитывает схожих тенденций исламизации в других государствах региона в XIV–XVI вв. Таким образом, предположения Николла о сроках и причинах исламизации Брунея в 1514– 1515 года могут быть подвергнуты критике. В случае Брунея, очевидно, что процесс исламизации и приобретения султанатом независимости от Явы, растянулся на много лет и к началу XVI в. еще не в полной мере завершился. В частности, в китайских источниках 1406 г. говорится, что население Брунея исповедовало ислам, но при этом продолжало практиковать жертвоприношения. Когда Пигафетта прибыл в Бруней, все чиновники-малайцы употребляли арак , а имя правителя Брунея было Шри Пада, что является прямым доказательством того, что индуизм еще полностью не изжил себя. Судя по всему, при дворе брунейского султана велась та же борьба между приверженцами индуизма и ислама, что и, например, в Малакке в 1440-е гг. В XV веке исламизация Брунея еще продолжалась, и султанат смог избавиться от яванского господства лишь к 1470-м годам. С другой стороны, Николл, скорее всего, был прав, когда утверждал, что враждебный Брунею город был оплотом приверженцев индо-буддийских верований, которые боролись за власть с новой исламизированной верхушкой султаната. Судя по всему, Пигафетта в своих дневниках, сам того не зная, отразил момент окончательного закрепления ислама как государственной религии в брунейском государстве. Таким образом, дневниковые записи Антонио Пигафетты о Брунее явля- ются одним из немногих доступных нам источников по истории этой страны, которые еще в XVI в. легли в основу знаний европейцев об этой части Борнео. Стоит отметить, что в этом историческом документе остается еще множество тем, которые мало изучены историками, что открывает новые возможности для будущих исследований. 1 Nicholl R. Notes on some controversial issues in Brunei history// Archipel. Vol. 19, 1980. P. 25–42. 2 Mohd. Jamil Al-Sufri. Tarsilah Brunei: The Early History of Brunei up to 1432 AD. Brunei Darussalam, 2000. 3 Kurz J. L. A Note on the Tombstone of Master Pu and the Xishan Zazhi, 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=