Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 103

Источниковедение и историография Центральной Азии
101
с этим такие произведения, как «
Му‘джам ал-удаба’
» Йакута Хамави (1179–
1229), «
Тарих-и джахангуша
» Ала ад-Дина Ата Джувейни (ум. в 1283 г), зна-
менитый «Бахарестан» Абд ар-Рахмана Джами (1414–1292), «
Асар ал-билад
»
Закарийи ал-Казвини (1203–1283), «
Тезкират аш-шу‘ара’
» Даулатшаха Самар-
канди. Множество биографических и библиографических данных, касающихся
Рашид-ад-дина Ватвата, можно обнаружить и в книгах «
Хафт иклим
» Амина
Ахмеда Рази, «
Маджма‘ ал-фудала’
» Мухаммета Арифа Бакайи, «
Хуласат
ал-‘ашар ва зубдат ал-афкар
» Таки ад-Дина Зикри Кашани.
Полное имя Рашид-ад-дина Ватвата звучит как Сагд ал-Мулк Рашид ад-Дин
Мухаммад б. Мухаммад Абд ал-Джалил ‘Умари Балхи. По неуточненным сведе-
ниям поэт родился в 1080/1081 гг. в городе Балхе, умер в 1177/1178 гг. в Хорезме
в возрасте 97 лет. Н. Чалисова, занимавшаяся изучением произведения поэта
«
Хада’ик аш-шихр фи дака’ик аш-ши‘р
», также поддерживает гипотезу о том,
что Рашид-ад-дин Ватват мог появиться на свет ближе к концу ХI в. Известно,
что важной вехой в становлении личности выдающегося мыслителя и великого
мастера поэтического слога стал период обучения в духовной школе—медресе
Низамийа
. Рашид-ад-дин Ватват 30 лет верой и правдой служил при дворе пра-
вителя Хорезма Атсыза и дослужился до почетной должности главы
диван-и
инша
— одного из высших государственных органов.
З. А. Джандосова (ВФ СПбГУ)
История Казахстана в координатах востоковедения
Правомерность постановки самой проблемы обусловлена уже тем, что с
точки зрения географии, Казахстан, совмещая оппозиции Европа — Азия,
лес — степь, город — степь, оазис — пустыня и т. п., занимает огромное
пространство на границе миров, на широком «стыке» (а в некотором роде
и фронтире) западной и восточной цивилизаций. «Казахская степь» есть разом-
кнутое пространство, открытое как Западу, так и Востоку, причем не только
мусульманскому Востоку с юга, но и цивилизациям Внутренней и Восточной
Азии. Поэтому вопрос принадлежности казахской территории «Востоку»
вполне оправдан. При отсутствии в историческом прошлом каких бы то ни было
четких границ изучение «истории Казахстана» в отрыве от истории соседних
южных и восточных регионов некорректно.
С другой стороны, некорректно сводить историю этой части Востока и к
истории оседлых «письменных» народов, особенно учитывая разнообразие
кочевого хозяйственно-культурного типа. В частности, неправомерно относить
к казахам только чистых кочевников, считая полукочевников маргиналами
по отношению к «чистым» казахам. Такие факторы, как большая степень
исламизации и оседлости, говорят в пользу близости полукочевых казахов
к среднеазиатскому— сугубо восточному—культурному миру. Рассмотрение
1...,93,94,95,96,97,98,99,100,101,102 104,105,106,107,108,109,110,111,112,113,...436
Powered by FlippingBook