Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 109

Источниковедение и историография Центральной Азии
107
Т. И. Султанов (ВФ СПбГУ)
Еще раз о камне Тимура с надписью
Эмир Тимур (правил в Средней Азии в 1370–1405 гг.) во время похода
против золотоордынского хана Тохтамыша, достигнув в апреле 1391 г. Улутаус-
ского горного массива в современном Центральном Казахстане, распорядился
высечь на каменной глыбе надпись на арабском и тюркском языках.
В августе 1935 г. геолог Каныш Сатпаев обнаружил «камень Тимура».
В 1936 г. эта ценная находка была доставлена в Эрмитаж. Первыми исследо-
вателями надписи Тимура были Н. Н. Поппе (1897–1991) и А. И. Пономарев
(1886–1972). Арабская надпись из трех строк не была прочитана, а 8 строк зна-
ками уйгурского алфавита—были транскрибированы и переведены на русский
язык. В 2004 г. сотрудники Восточного факультета СПбГУ — О. Б. Фролова,
А. П. Григорьев и Н. Н. Телицин—опубликовали исследование о месте находки
«камня Тимура», историю его изучения, а главное—полный текст одиннадцати
строк двуязычной надписи, транскрипцию текста и русский перевод.
После выхода в свет этой работы казалось, что поставлены все точки над
«i». Однако во втором выпуске сборника «Золотоордынская цивилизация» за
2009 г., издаваемом в Казани, И. М. Миргалиев опубликовал статью под назва-
нием «Надпись Аксак Тимура: несколько замечаний по прочтению», в которой
изложил свои идеи относительно надписи Тимура и пришел к заключению, «что
„поправки“ А. И. Пономарева и „новое прочтение“ А. П. Григорьева и его соав-
торов Карсакпайской надписи Тимура не могут быть приняты полностью».
Автор настоящей работы, не являясь филологом, сознательно не всту-
пает в дискуссию о переводе двуязычной надписи Тимура, его задача более
скромная: привести неизвестное сообщение о «камне Тимура», содержащееся
в сочинении на персидском языке среднеазиатского историка и поэта XVI в.
Хафиз-и Таныша «
Шараф-наме-йи шахи
».
Итак, в апреле месяце 1391 г. Тимур отдал приказ о сооружении на вершине
одной из сопок Улутау памятного знака. Спустя два века в апреле 1582 г. бухар-
ский хан Абдаллах, потомок Джучи, старшего сына Чингиз-хана, пустившись
с войском в погоню за своими врагами, оказался в горах Улутау и сделал там
стоянку. Его придворный историограф Хафиз-и Таныш, который сопровождал
своего повелителя в этом походе, сообщает, что на следующий день хан с
огромной свитой отправился осмотреть местность:
«[Абдаллах-хан] поднялся на одну из вершин той горы и окинул взором бес-
крайний простор. Хан стоял здесь в тот день до полуденного намаза и направил
свои помыслы на то, чтобы воины собрали много камней и построили в этой
высокой величественной местности высокую мечеть, чтобы на скрижалях
истории запечатлелась память о высоких деяниях и славных делах того могу-
щественного падишаха, подобно тому, как государь, чье место в раю, полюс
1...,99,100,101,102,103,104,105,106,107,108 110,111,112,113,114,115,116,117,118,119,...436
Powered by FlippingBook