Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 11

Источниковедение и историография арабских стран
9
Анализ текста Корана показывает, что в так называемых «поэтических»
сурах (здесь и далее используется периодизация Т. Нёльдеке), представляющих
самый ранний пласт коранического текста, клятвенные зачины встречаются
чаще всего. Это клятвы ночью, небом, звездами, рассветом и пр., в целом,
обычные для среды Мухаммада и понятные адресату. Можно предположить,
что в данном случае произнесение подобных клятв — магическое подтверж-
дение истинности священного писания.
Далее, в «рахманский» период количество подобных зачинов заметно
уменьшается, при этом появляется принципиально новая реалия — клятва
Кораном или писанием. В мединский период клятвенные зачины отсутствуют
вовсе. Таким образом, по мере продолжения и постепенного развития пророче-
ской миссии Мухаммада элементы мифологического сознания им постепенно
изживаются.
О. В. Андриянова
(Университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна; ВФ СПбГУ)
Топонимы и этнонимы в оманских пословицах в контексте
социально-политической проблематики
При изучении социально-политической истории Омана в новое время
исследователь неизбежно сталкивается с нехваткой источников. В такой
ситуации имеет смысл привлекать такие не традиционные для историков
ресурсы, как пословицы, для более глубокого проникновения в жизнь изучае-
мого региона.
В доступных сборниках оманских пословиц
 1
особое внимание привлекают
те из них, которые содержат этнонимы и топонимы, непосредственно оманские
или же относящиеся к сфере геополитического и экономического влияния
Омана. В них умело используются известные политические или социальные
реалии (межплеменные отношения, положение индийских торговцев-банианов,
различия между жизнью во внутренних районах страны и в портовых городах)
для меткой характеристики бытовых ситуаций. Так, одна пословица «Если
в Мекране умрет овца, в Омане не подорожает масло» отмечает незначитель-
ность события, другая—«Я видел Маскат с его фортами, [а потому] не удивля-
юсь Дар Сайту и его глиняным кувшинам»—свидетельствует о существовании
более стоящих и достойных восхищения вещей, третья—«Истец—Джунайби,
а судья —Махруки»—намекает на невозможность ожидания справедливости
при наличии союзнических отношений у сторон (в данном случае — племена
джанаба и махарик).
1
Jayakar A. S. Omani Proverbs. Cambridge, 1987 (1900); Ал-Хумайди Х.
Аквал Уман
ли кулл ал-азман
. Оман, 1986–1994.
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...436
Powered by FlippingBook