Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 110

Секция V
108
мира и веры Эмир Тимур Гурган — милость и благословение над ним! — во
время похода против Тохтамыш-хана дошел до Улугтага, в течение одного дня
на вершине его поднял знамя стоянки и приказал славному войску собрать
много камней с окраин и воздвигнуть сооружение, напоминающее минарет.
Каменотесы начертали на нем дату пребывания его величества в этой мест-
ности».
Н. С. Терлецкий (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Сведения бадахшанских рукописных источников
о мусульманских магических практиках
В середине XX в. группой ученых Академии Наук Таджикской ССР под
руководством А. Е. Бертельса была осуществлена работа по выявлению, сбору
и первичной обработке рукописных письменных памятников среди населения
Горно-Бадахшанской автономной области, в результате которой было обна-
ружено большое число источников, представляющих значительных интерес
для исследования вопросов истории, этнографии припамирских народов.
В предложенном вниманию докладе рассматриваются несколько сочинений,
освещающих тему мусульманских магических практик.
Магические действия, включающие в себя различные ритуалы и обряды,
направленные на привлечение и использование сверхъестественных, поту-
сторонних, божественных сил для достижения человеческих целей, получили
широкое распространение по всему мусульманскому миру, однако, к сожале-
нию, относительно редко являются предметом научного исследования. При-
влечение письменных источников отчасти может способствовать заполнению
имеющейся на данный момент лакуны в сведениях по этой чрезвычайно
значимой сфере традиционной культуры.
Рассматриваемые сочинения представляют собой анонимные сборники
коротких трактатов, магических молитв и заклинаний, бытовавших в среде
шиитского населения Бадахшана, в своей основной массе придерживавше-
гося исмаилитской традиции. Первое сочинение озаглавлено «
Маджму‘а-йи
ад‘ийа ва мунаджатха
» и содержит обращения к Али и просьбы исцелить
тот или иной орган или часть человеческого тела, дать силы и удачу в битве
с врагами и т. п. Любопытно, что многие молитвы снабжены подробными
инструкциями о том, каким образом молящемуся следует написать свои
просьбы (например, мускусом или отваром шафрана), дабы позже смыть
написанное водой и выпить ее. Также приводятся указания о рекомен-
дуемом количестве повторений молитвенных формул. Второй сборник
«
Маджму‘а-йи раса’ил ва ад‘ийа
», по объему более значительный, чем
первый, посвящен различным астрологическим и прочим приметам и маги-
ческим молитвам.
1...,100,101,102,103,104,105,106,107,108,109 111,112,113,114,115,116,117,118,119,120,...436
Powered by FlippingBook