Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 114

Секция VI
112
Прежде всего, это течение, которое в трактате (л. 2b) названо
ekadeśika-
siddhānta
. Под этим названием можно понимать, судя по тому, что о нем гово-
рится в упанишаде, последователей Рамануджи: согласно их учению, как оно
описывается в этом тексте, освобождение достигается посредством практики
bhakti
и исполнения обрядов.
Интересны также упоминания различных шиваитских и иных неортодок-
сальных сект, с которыми полемизирует автор текста. В частности, примеча-
тельны адепты культа Ганеши (л. 3а). Автор рассматриваемой упанишады даже
адептов этого культа воспринимает как людей, заблуждающихся относительно
истинной природы реальности. Равно скептичен он и по отношению к другим
неортодоксальным сектам — пашупатам, капаликам, каламукхам и т. п. Эти
религиозные движения исторически восходят к автохтонным дравидским
культам матерей-богинь.
У ведийских арьев женские божества занимали подчиненное положение,
которое за прошедшие с тех пор века не изменилось: в современных религиоз-
ных практиках по-прежнему доминируют боги, женские же божества (такие,
как Кали-Дурга и др.) главенствуют в пантеоне неортодоксальных религиозных
движений, таких как те же капалики. В то же время в пантеонах дравидских
народов богини играют значительную роль. Акцент на сексуальных аспектах
образов божеств привел к тому, что даже сама передача священного знания стала
осуществляться не только через наставления или рецитацию священных текстов,
но и через непосредственное сексуальное общение с наставником. Культы этих
божеств были широко распространены на Индостане и имели влиятельных
сторонников, находя поддержку также среди низших социальных страт.
Н. В. Григорьева (ВФ СПбГУ)
Ранняя этническая история вьетнамцев:
средневековая модель и современные концепции
Основными источниками информации по древней истории Вьетнама до
последнего времени оставались сборники народных преданий и официальные
исторические хроники, созданные вьетнамскими авторами в XIV–XV вв. Эти
источники сообщают нам об истоках национальной истории следующее:
1. Мифические предки вьетнамцев, дракон и фея, ведут свою родословную
изЮжного Китая; от их брака родилось 100 сыновей, которые основали первое
вьетнамское государство Ванланг с династией королей Хунгов.
2. Основным населением Ванланга были лаквьеты, непосредственные
этнические предки вьетнамцев. Позднее, ассимилировав аувьетов, лаквьеты
отчаянно сопротивлялись китайской культурной экспансии (все первое тыся-
челетие н. э.) и, в результате, смогли сохранить свою древнюю этническую
идентичность.
1...,104,105,106,107,108,109,110,111,112,113 115,116,117,118,119,120,121,122,123,124,...436
Powered by FlippingBook