Секция VI
116
представления британцев об архаичности традиционных культур Индии.
Там содержатся также описания последствий европеизации, представлены
особенности восприятия британскими служащими «туземцев», освоивших
европейские манеры, язык, стиль жизни. Неоднозначное отношение к евро-
пеизации индийцев нашло выражение в том, как они изображались в путевых
записках британцев: епископа Р. Хибера, политических агентов Дж. Малколма,
А. Бернса, а также в записках Марии Грэхем.
Путевые заметки были способом накопления знаний о стране. Этот источ-
ник был особенно ценным потому, что в нем отражалось непосредственное
восприятие иного мира, в котором им предстояло действовать.
Многие британцы считали возможным использовать нормы традицион-
ного общества, если они обеспечивают порядок и не угрожают английскому
господству. Традиционные структуры общества давали каждому человеку
определенный общественный статус и были способны сохранить существо-
вавшее устройство общества. Особенно заметно это проявлялось в вопросе
о княжествах, которые были оплотом традиционализма, но рассматривались
как способ придать устойчивость британской власти в этой стране.
Княжества представлялись своеобразным амортизатором, призванным
отвлекать на себя и сглаживать возможную агрессию или возмущение. Кроме
того, «туземные» князья, находясь в постоянном контакте с британцами, неиз-
бежно начали бы усваивать их образ жизни и утрачивать связь с тем миром,
к которому они принадлежали.
Вышеупомянутые путевые заметки британцев представляют важный
источник для реконструкции представлений об архаичности традиционных
сообществ Индии и воздействии на них процессов европеизации в первой
трети XIX в.
Е. Ю. Кнорозова (ВФ СПбГУ)
Вьетнамский легендарный герой Ли Тхан (Ли Онг Чонг)
и китайская историография
Ли Тхан — дух-хранитель ряда вьетнамских общин, по преданию, жил
в конце династии Хунг-выонгов и во время правления Ан Зыонг-выонга.
Он был известным соратником Шон-тиня — Духа Гор в его борьбе с Тхюи-
тинем — Духом Вод.
Ли Тхан отличался высоким ростом и большой физической силой. Когда
Цинь Ши-хуан хотел захватить Вьетнам, Ан Зыонг-выонг отдал ему Ли Тхана
в качестве дани. Богатырь проявил свой талант полководца в войнах с сюнну,
затем был отпущен на родину. Впоследствии Цинь Ши-хуан опять призвал
Ли Тхана. Тот не захотел возращаться и покончил с собой. Труп отправили
в Китай. Цинь Ши-хуан приказал отлить из меди его статую, которую назвал