Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 122

Секция VI
120
тика» Аристотеля для западного. Обобщая традицию развития театра от
истоков до литературной драмы, она представляет собой энциклопедический
компендиум, датировки которого колеблются от середины I тыс. до н. э. до
VII–VIII в. н. э. Крайние даты указывают при этом на попытки вычленить
древнейшее ядро памятника или обозначить самый последний этап его фор-
мирования. Считается, что около II в. до н. э. — II в. н. э. специализированные
тексты, передававшиеся до этого изустно в брахманской среде, были канони-
зированы и записаны, образовав дошедший до нас трактат.
В докладе «Натьяшастра» будет проанализирована под новым углом зрения,
а именно как литературный памятник, сыгравший определяющую роль для
становления культуры раннего индуизма. Краеугольным камнем этой культуры
стала идея зрелищной проповеди и использования мистериальной драмы как
действенного средства пропаганды новых религиозных идей, что, в конечном
итоге, определило не только глубинную театрализацию всех сфер жизни, но
и возникновение уникальной и присущей только Индии системе представлений
о мире как плоде божественной Игры.
Особое внимание будет уделено мифологическому содержанию «Натьяша-
стры», утверждающему ее статус Пятой веды, доступной всем слоям общества,
включая варну шудр, не имевшую легитимного ритуального статуса в предше-
ствующей индуизму ведийской традиции. Будет показана историческая досто-
верность и других важных мифологических свидетельств трактата, а именно:
1) связи театра с брахманской средой и религиозными праздниками инду-
изма, в частности, праздником Индры, на котором ставились ранние драмы;
2) возведение храмов-театров, ставших первыми культовыми постройкам
индуизма;
3) развитие драмы в контексте ритуала пуджи, служившего для освящения
храмовых театров, и ритуальной драмы и, в конце концов, ставшего основным
ритуалом индуизма.
В. М. Мазырин (ИДВ РАН, Москва)
Вьетнам: вестернизация vs. традиционализм — кто кого?
Вьетнам перенес несколько «волн» вестернизации: французская колониза-
ция (XIX в. —1954 гг.), американизацияЮга (1954–1975 гг.), социалистическая
трансформация (Север в 1954–1975 гг., СРВ 1976–1991 гг.), международная
интеграция и глобализация (1990–2000-е гг.). Они имели различные послед-
ствия. Первые две вызвали частичные изменения, т. к. ставили целью слом
традиционных устоев, но вызвали массовое сопротивление. Третья проводилась
добровольно, без прямого вмешательства извне, поэтому дала поверхностный
эффект. Четвертая несет растущее с расширением контактов с западной циви-
лизацией внешнее воздействие.
1...,112,113,114,115,116,117,118,119,120,121 123,124,125,126,127,128,129,130,131,132,...436
Powered by FlippingBook