Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 125

Источниковедение и историография Индии и ЮВА
123
Весной 1855 г. Боуринг прибыл в Бангкок как полномочный представитель
королевы Виктории для заключения англо-сиамского торгового договора.
Чуть менее месяца ушло на согласование статей договора и урегулирование
формальностей. Соглашение было подписано 18 апреля 1855 г. в Бангкоке.
В соответствии с договором налог на длину британских кораблей был заменен
трехпроцентной экспортно-импортной пошлиной. Британские подданные полу-
чили право осуществлять добычу полезных ископаемых, приобретать землю
в Сиаме и нанимать на работу местное население. Все торговые монополии
были отменены и разрешен беспошлинный ввоз опиума. Британцы получили
право экстерриториальности. Вскоре после подписания и ратификации дого-
вора в Бангкоке открылось консульское представительство Великобритании.
Боуринг превосходно справился с возложенными на него задачами во
многом благодаря королю Раме IV Монгкуту (1851–1868). Монгкут и пред-
ставители просвещенной элиты осознавали, что в условиях нарастающей
европейской экспансии и колонизации Сиам сможет сохранить независимость,
пойдя на значительные уступки англичанам.
По возвращению домой Боуринг описал свои впечатления о стране
и о поездке в частности в книге «Королевство и жители Сиама; а также рас-
сказ о миссии в эту страну в 1855 году» («The Kingdom and People of Siam;
With a Narrative of the Mission to that Country in 1855»). Книга была издана
в Лондоне в 1857 г.
В. А. Попов (МАЭ РАН, С.-Петербург)
«Братства по кораблю» у индонезийцев Суринама
и индийцев Гайаны, Тринидада и Фиджи
«Братства по кораблю» (
shipmates
) появились в эпоху трансатлантической
работорговли (XVII–XVIII вв.), когда невольники-негры, перевезенные в аме-
риканские колонии из Тропической Африки на одном корабле, считали себя
родственниками
(сиблингами, родителями/детьми, дедами/внуками), они «как
бы рождались заново из чрева корабля», а название корабля становилось их
общим именем.
В XIX в. аналогичные братства сформировались и среди законтрактован-
ных рабочих, привезенных из Южной и Юго-Восточной Азии в Америку
(на Антильские острова и гвианские колонии) и на британские острова Океании,
причем африканские (
шипмэйтс
,
каравела
,
малунго
), индийские (
шипмэйтс
,
джихаджи бхай
,
аннин
, на островах Фиджи — 
джехази
) и индонезийские
(
джаджи
) корабельные братства возникали и функционировали независимо
друг от друга. Но все они объединяли людей, совершивших трансокеанский
переход на одном корабле, а также их потомков. Наиболее близким считалось
братство тех, кто прибыл одним рейсом конкретного корабля. Примерно так же
1...,115,116,117,118,119,120,121,122,123,124 126,127,128,129,130,131,132,133,134,135,...436
Powered by FlippingBook