Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 126

Секция VI
124
котировалось прибытие тем же кораблем, но уже другими рейсами, однако на
протяжении того же года. Те же, кого привозили все на том же корабле через
год, два года и позднее также считались корабельными братьями, но рассма-
тривались уже как более дальние родственники.
Основной целью создания братств по кораблю была взаимопомощь. Суще-
ствовала также довольно сложная система брачных норм, в т. ч. брачных запре-
тов, иногда превращающая
shipmate
в экзогамный организм. Принадлежность
к братству становилась для человека определяющей, особенно в первые годы.
Семья не играла такой роли—ведь именно братство регламентировало правила
ее создания. Не играла такой роли и каста у выходцев из Индии—границы брат-
ства перекрывали кастовые границы, и внутри него они теряли свое значение
(кастовый состав иммигрантов был довольно разнообразным, но преобладали
земледельческие и низшие касты, включая неприкасаемых).
Исследование показало, что под видом корабельных братств воспроиз-
водились привычные формы традиционной социальной организации. Но
если африканские братства были аналогами родовой организации, то индо-
незийцы создавали большесемейную общину (по-явански братство букв.
называется «семья из одного чрева», где под чревом подразумевается корабль),
а индийцы—
бирадари
(букв. «братство») —совокупность экзогамных единиц
кастового общества, обладающих статусным паритетом.
А. И. Пылева (ВФ СПбГУ)
Римско-католическая церковь в Сиаме в XVII в.:
цели, стратегия и практика
Франция XVII в. была одной из сильнейших колониальных католических
держав, и стремление французского духовенства к занятию ведущих позиций
в миссионерской деятельности возрастало. ВСиаме и других азиатских странах
эта деятельность осуществлялась под руководством монахов Ордена Иезуитов.
По плану французского правительства, распространение католической религии
в Сиаме должно было способствовать укреплению влияния Франции во всем
регионе Юго-Восточной Азии, в ущерб позициям Голландии и Англии.
В 1659–1663 гг. с целью пропаганды католичества за пределами Европы
стараниями иезуитов на средства французской казны была основана особая
организация — Общество Парижских иностранных миссий. Штаб-квартира
Общества на Дальнем Востоке разместилась в столице Сиама Аютии. Орга-
низация уделяла пристальное внимание языковой и культурной подготовке
отъезжающих в Сиам католических миссионеров, разрабатывала стратегию
христианизации страны и ее правителя, обеспечивала обширное развитие
французско-сиамских дипломатических и торговых контактов, стремилась
к распространению католического учения в соседних с Сиамом странах. Однако
1...,116,117,118,119,120,121,122,123,124,125 127,128,129,130,131,132,133,134,135,136,...436
Powered by FlippingBook