Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 130

Секция VI
128
К. Н. Филькин (ТГУ, Томск)
Агиографические работы бенгальского вайшнавизма
XVI–XVII вв. как источниковая база описания
традиционного общества Бенгалии
Среди сохранившейся литературы бенгальского вайшнавизма XVI–XVII вв.
особое место занимают агиографические произведения. Они являются пись-
менными источниками, посвященными жизнеописанию религиозных фигур,
имевших важное значение для указанной школы индуизма, а также сущност-
ному определению концепта «святость», задающему аксиологические основы
сообщества.
Именно в рамках вайшнавизма этот жанр впервые появился в бенгальской
литературе. Бенгальская ветвь вайшнавизма, ключевой фигурой которого
стал Шри Чайтанья (1586–1634 гг.), явила собой уникальное соотношение
традиционализма и идейного новаторства. Основные агиографические про-
изведения рассматриваемого течения: «
Чайтанья-чарита
» (1513 г.) Мурари-
Гупты, «
Чайтанья-чарита-махакавья
» и «
Чайтанья-чандродая
» (1572 г.)
Кавикарнапура, «
Чайтанья-бхагавата
» (1548 г.) Вриндавана Даса, «
Чайтанья-
мангала
» (1576 г.) Лочана Даса, «
Чайтанья-мангала
» (кон. XVI в.) Джаянанды,
«
Чайтанья-Чаритамрита
» (ок. 1612 г.) Кришнадаса Кавираджа Госвами.
Многие из приведенных агиографических работ представляют собой
грандиозные эпопеи, имеющие огромное значение для вайшнавской фило-
софии, формирования дидактических наставлений и описания истории рас-
сматриваемого течения. Данные биографии помимо своего агиографического
и литературного значения являются источниками информации об историче-
ском периоде, особенностях культуры и социума. В частности, они содержат
описания традиционной бытовой обрядности, межэтнического и межрелиги-
озного взаимодействия (прежде всего между индуистами и мусульманами).
Но прежде всего, агиографии описывают суть мировоззрения и жизнь вайш-
навистского сообщества. Реконструкция идеала святости как совокупности
идейных, моральных и эстетических ценностей личности способна помочь
в раскрытии особенностей средневекового сознания и индийского общества
рассматриваемого периода.
Л. А. Черешнева (ЛГПУ, Липецк)
Периодизация зарубежной историографии проблемы
раздела Индии 1947 г.
Зарубежная историография (индийская, пакистанская, английская, бан-
гладешская, американская, канадская) проблемы раздела Британской Индии
обширна, и в ней можно выделить четыре периода.
1...,120,121,122,123,124,125,126,127,128,129 131,132,133,134,135,136,137,138,139,140,...436
Powered by FlippingBook