Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 14

Секция I
12
принять христианские обычаи, большинство тайно исповедовали ислам. Под-
вергаясь преследованиям со стороны католических властей, мориски с помо-
щью религиозной литературы и художественных произведений на
альхамьядо
пытались сохранить свои традиции и религиозный дух.
На основе анализа литературы морисков можно выделить основные черты
языка
альхамьядо
: архаизмы, диалектизмы, арабские лексические заимство-
вания, семитские модели синтаксических и стилистических форм. Язык
морисков стал отражением оппозиции к внешнему миру, сыграв важную роль
в сохранении ислама и арабского языка в их жизни
.
После изгнания из Испании
мориски продолжали использовать свои испанские имена и язык. С течением
времени им пришлось отказаться от
альхамьядо
в связи с враждебностью
жителей Северной Африки, для которых незнание арабского языка было при-
знаком духовного упадка. Сегодня потомки морисков сожалеют о том, что не
владеют ни
альхамьядо
, ни испанским языком, хотя к изучению последнего
представители нового поколения стали обращаться все чаще.
А. Н. Бурова (РГГУ, Москва)
Эпоха правления президента Насера в Египте:
сравнение отечественной и англоязычной историографии
Советские исследователи, анализировавшие время правления Насера,
считали, что главная причина революции 1952 г. заключалась в ее социальном
характере, то есть, в нежелании народных масс мириться с авторитарным
характером монархической власти в Египте. Поэтому произошла антимонар-
хическая и антиимпериалистическая революция. В этом ключе было написано
исследование И. П. Беляева и Е. М. Примакова «Египет: время президента
Насера», опубликованное в 1974 г.
В современный период получила распространение другая точка зрения,
объясняющая революционные события целым комплексом объективных
причин. Эта точка зрения представлена в монографии Т. А. Елистратовой
«Революция 1952 г. в Египте: идеология и внешняя политика», опубликованной
в 2007 г. Многие аспекты внутренней и внешней политики Насера освещались
в исследованиях Г. Г. Косача: «Египетский национализм: политическая эволю-
ция понятия» (М., 2005), «Арабский национализм или арабские национализмы:
доктрина, этноним, варианты дискурса» (М., 2006). Политическому портрету
Насера было уделено значительное внимание в работах Б. Г. Сейраняна, в част-
ности, в статье «Египет: история в лицах (1952–2005 гг.)» (М., 2005).
Западные исследователи представляли Насера как авторитарного правителя,
иногда даже «тирана». Здесь необходимо выделить исследования Дж. Ватикио-
тиса: «Насер и его поколение» (Л., 1978), «Вопросы политического лидерства
на Арабском Востоке: ситуация в АРЕ» (1961 г.). В 1971 г. была опубликована
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,...436
Powered by FlippingBook