Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 140

Секция VII
138
Происходившие на Тайване политические сдвиги повлияли на темы,
характер, масштабы и методы этнических исследований по двум сторонам
Пролива, а также ведущейся вокруг них полемики. Установки Тайбэя на обо-
снование некитайской идентичности, горячо воспринятые рядом пронезави-
симых местных этнологов, вызвали не менее горячую критику учеными из
КНР. А поскольку декитаизация этнической истории Тайваня в 2000–2008 гг.
обретала на острове черты официальной доктрины, китайской стороне при-
шлось тоже мобилизоваться и поднять всю систему контраргументов с уровня
индивидуальной полемики по отдельным вопросам до масштабов хорошо
скоординированной государственной программы по усилению комплексного
изучения тайваньской истории.
М. А. Гулева (ИМОП СПбГПУ)
Конституция 1947 г. в истории Китая
Конституция 1947 г.
 1
должна была воплотить идею Сунь Ятсена о государ-
ственности в форме трех народных принципов и пяти ветвей власти, которые
описывали систему государственных органов высшего уровня.
На принятие Конституции ушло немало времени, причем дискуссии ослож-
нялись событиями Гражданской войны и ее производными: пропагандой, попу-
листскими действиями и непоследовательностью как власти, так и оппозиции.
Национальное собрание—представительный орган, согласно концепции Сунь
Ятсена, призванный разработать Конституцию, —после многократных отсро-
чек начал свою работу в ноябре 1946 г. и 25 декабря утвердил текст Закона.
Принятая Конституция по ряду пунктов была уступкой со стороны Гоминь-
дана. Система пяти юаней, Национальное собрание с полномочиями избирать
и смещать президента и вице-президента и редактировать Конституцию,
а также равноправие местных и центральных органов власти— эти принципы
отразили конституционные представления Сунь Ятсена, тогда как сдвиг полно-
мочий в пользу Законодательного юаня и ограничение Исполнительной власти
воплотил точку зрения сил вне Гоминьдана.
В числе целей, которые преследовал Чан Кайши при переходе к конститу-
ционному правлению, наряду с выполнением суньятсеновских заветов было
преодоление протестных явлений в стране, объединение нации под знаменем
гоминьдановской Конституции.
Однако на фоне ухудшавшейся для Гоминьдана военной обстановки
о конституционных реформах говорилось все реже, и к весне-лету 1949 г.
стал очевиден отказ от них. Отход от конституционализма был обусловлен
1
Чжунхуа миньго сяньфа [Конституция Китайской Республики]. Тайбэй, 1994.
56 с.
1...,130,131,132,133,134,135,136,137,138,139 141,142,143,144,145,146,147,148,149,150,...436
Powered by FlippingBook