Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 149

Источниковедение и историография Китая
147
по прибытии в Лондон направил в центр свои дневниковые записи за 30 дней,
которые были опубликованы под заглавием «Записки о поездке посла на Запад»
Шиси цзичэн
»)
 1
. Особое недовольство в Китае вызвал тезис из работы Го
Сунтао, вскоре запрещенной к распространению, о том, что «заграница весьма
красочна и многообразна, там царит дух продуманных законов, человеколюбие
и чувство долга весьма почитаются, мощь и богатство оставляют в сердце неиз-
гладимое впечатление». По сути Го Сунтао стал первым китайским мыслителем,
осмелившимся заикнуться о том, что западная культура во многом превосходит
китайскую в плане «реальности и полезности». Самой большой заслугой Го
Сунтао, несомненно, является его живой интерес ко всем проявлениям западного
образа жизни и то, что он стал поистине пионером в освоении тех европейских
ценностей, которые, по мнению китайцев, способствовали достижению запад-
ными странами «богатства и силы». Го Сунтао явно обогнал свое «социальное
время», заявив, что секрет гармонизации общественных и государственных
интересов и высочайшего искусства «управления государством» («
чжиго чжэ
цзин
») заключается в «политическомучении» («
чжэнцзяо
»), институциональным
воплощением которого выступает «
Балимэнь
» («Парламент») и «
Майаэр ямэнь
линминь цзысюань
» («Выборность народом мэров представительств»)
 2
.
Уже 25 августа 1878 г. Го Сунтао был отозван в Китай, и если в Пекине
его спасло от расправы заступничество Ли Хунчжана, то по возвращении на
родину в город Чанша он подвергся нападению и избиению со стороны своих
земляков, хунаньских шэньши, а его книга была осуждена как «вызывающая»
и «портящая нравы». Скончался Го Сунтао, одним из первых осмелившийся
публично признать наличие у европейцев длительной истории и высокой
культуры, в 1891 г. в возрасте 74 г. в бедности и забвении. В настоящее время
на его родине создан дом-музей «первого дипломата Китая»
 3
.
М. Е. Кузнецова-Фетисова (ИВ РАН, Москва)
Надписи на гадательных костях поздней династии Шан
(XVI–XI вв. до н. э.) в Китае как исторический источник
Недалеко от города Аньян на севере современной провинции Хэнань, КНР
располагается местность, известная как Иньсюй. Письменные источники,
1
Го Сунтао, Янчжи шуу вэньцзи (Собрание сочинений из кабинета Взращивания
Знаний). т. 11. с. 544
2
Там же. т. 13. с. 17.
3
Дипломатическая деятельность Го Сунтао и его взгляды неоднократно становились
предметом исследований отечественных китаеведов. См., например: Самойлов Н. А. Го
Сунтао (1818–1891) —провозвестник реформ в Китае: ранняя служебная деятельность
и поездка в Европу // 22-я научная конференция «Общество и государство в Китае».
Тезисы докладов. Т. 2. М., 1991. С. 56–60.
1...,139,140,141,142,143,144,145,146,147,148 150,151,152,153,154,155,156,157,158,159,...436
Powered by FlippingBook