Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 15

Источниковедение и историография арабских стран
13
работа Г. Декмеджана «Египет под властьюНасера». Автор детально исследует
феномен Насера, в том числе, аспект «харизмы» (этому посвящена одна из глав,
которая называется «Рутинизация харизмы)». Он считал, что Насер опередил
свое время вследствие диспропорции между ним и арабской политической
культурой, которая сложилась в регионе на тот момент.
Среди современных англоязычных исследователей наиболее интересными
являются книги К. Абуриша «Насер: последний араб» (2004 г.) и Энн Алек-
сандр «Насер: его жизнь и время» (2005 г.). В них предпринята попытка дать
всесторонний анализ личности и политики Насера.
И. В. Герасимов (ВФ СПбГУ)
Рабы и рабовладение в султанате Сеннара (XVI — начало
XIX вв.) (по произведению «Табакат» Ибн Дайфаллаха)
Население африканского происхождения ряда регионов Судана (Кордо-
фан, районы Голубого Нила, граница с Эфиопией) являлось объектом набегов
арабских племен и военных подразделений сеннарского султаната, созданного
в 1504 г.
Рабов-мужчин использовали в качестве военной силы в постоянном войске
султанов, они составляли гвардию сеннарского султана и им доверяли огне-
стрельное оружие, о чемимеются свидетельства в произведенииИбнДайфаллаха
«Табакат». Известно, что в период процветания султаната на рубеже XVI–XVII
вв. часть рабов, взятых для несения военной службыиз ДжебельНуба, была посе-
лена в специальных деревнях, окружавших столицу страны город Сеннар.
Других рабов перепродавали в различные регионы арабо-мусульманского
мира, в частности, в Египет и аравийские государства, а также дарили различ-
ным сановникам и даже шейхам суфийских братств. Отдельных, получавших
начальное образование невольников могли использовать в качестве слуг и даже
управляющих домашним хозяйством в богатых семьях как арабов, так и пред-
ставителей правящей в стране этнической группы ал-фундж.
В качестве военных особенно высоко ценились рабы, добытые во время
вооруженных набегов на приграничные районы с Эфиопией. Они получили
название «
макада
». Надо иметь в виду, что добычей рабов именно с этих тер-
риторий занимались также и эфиопские правители. Происхождение термина
«
макада
» не установлено до настоящего времени. Наиболее интересным
объяснением этого слова является заимствование его из мероитского языка.
Ни в суданском диалекте, ни в других языках семитского происхождения
(амхарском, тигре) это слово неизвестно.
Рабы, находившиеся на службе в Сеннарском султанате, осваивали
суданский разговорный арабский язык и принимали ислам. После окончания
службы или получения вольной некоторые бывшие рабы обзаводились семьей
1...,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,...436
Powered by FlippingBook