Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 150

Секция VII
148
эпиграфика и археологические данные в совокупности свидетельствуют
о том, что в XIV–XI вв. до н. э. здесь находилась столица правителей дома
Шан. Начиная с 1928 г. и по сей день на этой территории два раза в год про-
водятся археологические раскопки, и уже более 80 лет комплекс близ Аньяна
является объектом пристального внимания ученых Китая и всего мира.
Благодаря обнаруженным материалам в научный оборот вошли древнейшие
массовые эпиграфические источники Китая—надписи на гадательных костях
(
甲骨文
цзягувэнь
).
Надписи на гадательных костях в истории Китая являются первым
из обнаруженных примеров массового использования письменности
и играют роль связующего звена между данными археологии и письменной
истории. Поскольку сохранившиеся исторические произведения Древнего
Китая сохранили немало информации о событиях II тысячелетия до н. э.,
именно они являются основой наших сведений об истории этого периода.
Однако время их составления относится к I тыс. до н. э., таким образом,
оно отстоит как минимум на ряд столетий от событий середины II тыс.
до н. э. Археология как вспомогательная историческая дисциплина имеет
максимальное значение для дописьменного периода любой культуры.
Осуществить смычку дописьменной и письменной истории позволили
именно надписи на гадательных костях, поскольку в них было найдено
подтверждение сведений письменных памятников о существовании
династии Шан.
О. И. Курто (ИЭА РАН, Москва)
Историография изучения традиционного китайского
костюма в России
При всей широте тем, изучаемых российской синологией, тема китайского
костюма до сих пор относится к разряду малоизученных. Вместе с тем, тра-
диционный костюм — это уникальный маркер этнокультуры, фиксирующий
своеобразие национального характера, его материальных и духовных ценно-
стей, коллективных представлений об окружающем мире и его структурных
элементах. Являясь результатом созидательной деятельности и творческих
усилий отдельного человека и общества в целом, он представляет собой
комплекс закодированных информационных сигналов, рассказывающих окру-
жающим о своем предназначении. Формируясь веками, он отличается высокой
практичностью и рациональностью, строго соответствует месту и времени
того события, для которого был создан и одет. Костюм передает окружающим
информацию и передает ее «безмолвно» (в языках цвета, орнамента, качества
и фактуры материала, кроя, композиции образа) или с использованием звука
(используя «шумящие» украшения). Эти подаваемые одеждой сигналы и знаки
1...,140,141,142,143,144,145,146,147,148,149 151,152,153,154,155,156,157,158,159,160,...436
Powered by FlippingBook