Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 155

Источниковедение и историография Китая
153
Китай сохранил приверженность базовым концепциям независимого
и самостоятельного внешнеполитического курса, мирного пути развития,
строительства «гармоничного мира». Основной новацией XVIII съезда КПК
стал призыв к внедрению в международных отношениях принципа «взаимного
выигрыша». Он призван помочь КНР извлечь максимальные дивиденды из
усиления ее позиций в мировой экономике и торговле.
Поскольку напористость Китая в подходе к конфликтным ситуациям
в предыдущие годы негативно сказалась на его образе за рубежом и дала повод
для «возвращения США в Азию», то в 2012 г. значительное внимание уделялось
уточнению общего позиционирования КНР в мире и оценке ее международного
положения. Стремясь закрепить свой новообретенный статус одного из миро-
вых лидеров, Пекин на XVIII съезде КПК заявил о готовности «принимать
более активное участие в международных делах, играть роль ответственной
державы». С другой стороны, в стране возросла обеспокоенность неблаго-
приятным для нее развитием международной ситуации. Появились, по сви-
детельству посла Ма Чжэньгана, «сомнения в принципах внешней политики
КНР и в самом ее внешнеполитическом курсе»
 1
.
Хотя эти сомнения были объявлены несостоятельными, Пекин стал активнее
работать над повышением эффективности своей внешней политики за счет более
широкого использования инструментов как «мягкой» (популяризация китайской
культуры и языка, интенсификация «народной дипломатии»), так и «жесткой»
силы (передача ВМФ первого авианосца «Ляонин», демонстрация мощи близ
спорных островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях).
Современные приоритеты Пекина во внешней политике нашли отражение
в журнале-дайджесте «Дипломатия Китая» («
Чжунго вайцзяо
»). Из 96 статей
десяти выпусковжурнала за январь-октябрь 2012 г. околополовины—47—посвя-
щены общим вопросам международных отношений КНР, 19 — отношениям
с США, 9—связям с государствамиВосточнойАзии иАСЕАН, 6—«соседскому
окружению» в целом, по 4 — Европейскому союзу и России.
Н. В. Руденко (НГУ, Новосибирск)
Революционное и традиционное в оценке Цинь Шихуана
в историографических трудах Ли Чжи
Учение Ван Янмина послужило катализатором для философской мысли
Китая, сформировав вокруг себя широкий круг последователей. Один из них,
Ли Чжи (1527–1602), весьма оригинально развил его.
Чжуан Вэйцзи, Ду Вэньчан, А. И. Кобзев утверждают, что творческое насле-
дие Ли Чжи стало источником свободомыслия и революционных настроений
1
Жэньминь жибао
, 17.09.2012.
1...,145,146,147,148,149,150,151,152,153,154 156,157,158,159,160,161,162,163,164,165,...436
Powered by FlippingBook