Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 159

Источниковедение и историография Китая
157
Есть примеры привнесения городской культуры в сельскую местность (как,
например, в рассказе ЧжанПин «Старшая сестра», в романе Дай Сыцзе «Бальзак
и портниха-китаяночки»), об изменении социального положения «лишенцев»—о
снятия для молодежи в 1970-х годах запрета на полноценное образование, вплоть
до последующего получения стипендий для обучения за границей (роман Дай
Сыцзе), о преодолении межнациональных стереотипов (Цзян Жун «Тотем
волка»). Литературные произведения показывают, что многие, почерпнутые
еще в период «4 мая» идеологемы западной культуры оказались недоступными
для китайцев новых поколений уже через двадцать лет существования КНР. Не
в последнююочередь это касается принципа индивидуализма, сыгравшего нема-
лую роль в реформировании страны и общества в новом Китае и потерянного
в период социалистического строительства. Немало молодых людей расширили
свой кругозор, лучше стали понимать процессы, происходящие в стране, осо-
бенности формирования так называемой «китайской специфики».
С. В. Смирнов (УрФУ, Екатеринбург)
Традиция на службе современности: идеи Конфуция
в современном Китае (по произведению Юй Дань)
Реформы в КНР, начатые в конце 1970-х гг., привели к возрождению
интереса к конфуцианству, превращенному вскоре в неофициальную часть
партийно-государственной идеологии Китая. Государство благосклонно отно-
сится к интерпретациям конфуцианского наследия в контексте т. н. социали-
стического подхода, ярким примером чего является творчество Юй Дань.
Профессор Пекинского педагогического университетаЮй Дань приобрела
широкую известность в середине 2000-х гг. благодаря телепрограмме «Трибуна
ста философов», главной задачей которой являлась популяризация идей китай-
ской традиционной философии, и своим работам, обращенным к творчеству
Конфуция и Чжуанцзы, критично принятым научной общественностью, но
активно поддержанным государством.
Конфуций в интерпретации Юй Дань предстает перед нами харизматиче-
ской личностью, лишенной в то же время какого-либо сакрального статуса,
педагогом, чье учение открывает человеку путь к счастливой жизни. Идеи
Конфуция обращены к каждому китайцу и просты для понимания в правильном
истолковании, чему и посвящена работа профессора Юй «Заметки к „Беседам
и суждениям“ Конфуция».
Интерпретацию идей Конфуция Юй Дань можно свести к следующим
моментам. Конфуций выступал за создание гармоничного общества, где каждый
человек обретет свое счастье. При этом главный упор делался на коллективист-
ских установках и приоритете духовных ценностей над материальными. Инте-
ресы общества ставятся превыше интересов индивида, социальное единство
1...,149,150,151,152,153,154,155,156,157,158 160,161,162,163,164,165,166,167,168,169,...436
Powered by FlippingBook