Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 166

Секция VIII
164
из-за особенностей ее творчества, способов репрезентации социальных и ген-
дерных процессов, определивших тематику ее сочинений. Она исследовала
жизнь женщин, их взаимодействия с японским обществом, взаимоотношения
внутри современной семьи. Примерами таких произведений являются романы
«Блаженный Сигэдзо» («
Кокоцу но хито
», 1972), «Дьяволица» («
Акудзё ни
туитэ
», 1976) и рассказы «Вода и драгоценности» («
Мидзу то хосэки
», 1959),
«Томосиби» («
Томосиби
», 1961). Таким образом, становится очевидным влияние
гендерных процессов второй половины ХХ в. на творчество Ариёси Савако.
Н. Х. Исса (ВФ СПбГУ)
Сведения о японских мечах по японским источникам
Японскому мечу посвящено немало литературы. В ней он рассматрива-
ется как объект исторического, культурологического, искусствоведческого
и технологического анализа. Благодаря этой литературе мы узнаем не только
о тех знаменитых мечах, которые можно увидеть в разных музеях мира и во
всевозможных каталогах, но и о тех, что были безвозвратно утрачены, но,
тем не менее, оказали большое влияние на дальнейшее развитие искусства
изготовления мечей и высоко ценились в прежние эпохи.
В самой Японии, равно как и на Западе, появилось много работ по интересую-
щей нас теме. Однако несмотря на несомненную ценность этих исследований,
особыйинтерес вызывают всеже самиисходные источники, созданные японскими
авторами именно в те времена, когда зарождалось и развивалось само искусство
ковкимечей, когда появлялись те уникальные мечи, являющиеся ныне достоянием
и предметом гордости Японии, японского народа. На основе этих источников и,
конечноже, рассматриваянепосредственно самимечи, современные исследователи
воссоздают историческую перспективу появления, развития и угасания той или
иной школы мастеров мечей, прослеживают преемственность той или иной тра-
диции, подтверждают или опровергают существование того или иного мастера.
Примером этого могут служить споры, разгоревшиеся вокруг одного из
самых знаменитых мастеров прошлого—Масамунэ. Несмотря на выдвинутую
некоторыми авторами теорию, ставящую под сомнение само существование
мастера с таким именем, ученые, отстаивающие противоположную точку
зрения, смогли доказать полную несостоятельность высказанной теории, опи-
раясь на работы мастера и на книги, написанные авторитетными японскими
экспертами в области изготовления мечей разных эпох.
Охватить всю японскую литературу по данной тематике не представляется
возможным, однако в докладе хотелось бы выделить и осветить ряд источников,
к которым чаще всего обращаются исследователи из Японии, начиная с самых
ранних, таких как
Кантиин хоммэйдзукуси
, и заканчивая реестрами старых
и новых мечей Фудзисиро Ёсио.
1...,156,157,158,159,160,161,162,163,164,165 167,168,169,170,171,172,173,174,175,176,...436
Powered by FlippingBook