Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 184

Секция IX
182
ранних переводов Евангелия от Матфея на корейский язык. Издание памятника
датируется 1886 г.
В это время на фоне волны реформ, начавшейся после «открытия страны»
(1876 г.), идеи христианства, которые несли с собой миссионеры с Запада, полу-
чали все большую популярность среди корейцев. «Иноземные» религиозные
представления, переплетаясь с традиционными воззрениями, приобретали
особый оттенок в восприятии корейских мыслителей, ученых и простого
народа.
Доклад имеет своей целью представить общий структурный и историогра-
фический анализ памятника в контексте происходивших в тот период событий
и последующих изменений. Посредством общего текстологического анализа
представляется возможным проследить процесс адаптации нового учения
к реалиям корейской духовной и социальной жизни, выявить особенности
восприятия корейцами христианской мысли в целом. Идеи, заложенные в хри-
стианском учении, сыграли важную роль в истории Кореи конца XIX в., оказав
влияние не только на исторические события той эпохи, но и в значительной
мере определив ход развития истории Кореи в XX в.
М. Витченко (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск)
Концепции «мягкого» и «жесткого» детерминизма
применительно к истории корейского книгопечатания
Крупные открытия в области технологии способны стать катализатором
для перехода в новую историческую эпоху. К прорывам такого масштаба
можно отнести и изобретение типографии. На первый взгляд, книгопечатание
не оказало столь явного экономического и социального влияния на корейское
общество, подобно тому, как это было в Европе. Однако это утверждение
может быть оспорено в случае применения определенного методологического
подхода.
Наиболее распространенными подходами к описанию истории через
призму технологического развития можно назвать подходы М. Маклюэна
и П. Левинсона. По теории «мягкого детерминизма» П. Левинсона, инфор-
мационные технологии сами по себе не могут значительно изменить обще-
ство, т. е. результат не способен случиться без технологий, но не технологии
неизбежно его создают, поскольку имеются другие ключевые факторы для
достижения результата.
Развитие цивилизации, по концепции «жесткого детерминизма»М. Маклю-
эна, связано с совершенствованием средств массовой коммуникации и одно-
временно с изменениями в коммуникативном пространстве. По его теории, изо-
бретение новых технических средств всегда носит революционный характер,
в частности, печатный процесс определил социальные изменения в Европе.
1...,174,175,176,177,178,179,180,181,182,183 185,186,187,188,189,190,191,192,193,194,...436
Powered by FlippingBook