Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 19

Источниковедение и историография арабских стран
17
неприкосновенности частной собственности и отказ от радикальной
аграрной реформы.
Сворачивание социалистического эксперимента в 1969 г. и обращение вла-
стей Туниса к политике экономического либерализма существенно охладило
двусторонние отношения и привело к единственному в истории двусторонних
отношений дипломатическому кризису в 1973 г.
Е. И. Зеленев (ВФ СПбГУ)
Исламское историческое сознание в контексте концепции
исламского образования Юсуфа Вахида
В исламской исторической науке бурно развивается направление, которое
условно можно назвать «цивилизационным». Его идеологические основы зало-
жил Сейид Кутб в книге «
Ма‘алим фи-т-тарик
» («Вехи на пути»), выдвинув
лозунг-принцип «Ислам есть цивилизация».
В 2011 г. в международном издательстве «Питер Лэнг» («Peter Lang»)
вышла книга декана педагогического факультета Университета г. Стелленбург
(ЮАР) профессора философии и педагогикиЮсуфа Вахида. Это исследование
посвящается концепциям исламского образования в современном мире.
Наряду с научными задачами автор книги ставит перед собой важную, как
он считает, политическую цель — доказать беспочвенность утверждения, что
среди выпускников исламских учебных заведений преобладают исламские
экстремисты.
Религиозное идеологическое обоснование ряда экстремистских течений
в исламском политическом движении отрицать не приходится, но возлагать
ответственность за это исключительно на мусульманское образование едва ли
справедливо, полагает Юсуф Вахид. Тем более, что сама система исламского
образования, по мнению Вахида, имеет гуманистическую направленность
и опирается на принципы, которые могут быть определены как «цивилизаци-
онные», что вытекает из логики его рассуждений.
Суть предлагаемойЮсуфом Вахидом модели состоит в том, что современ-
ное исламское образование строится на следующем идейном фундаменте:
во-первых, на трех взаимосвязанных концепциях: концепции «
тарбийа
»
(воспитание), концепции «
та‘лим
» (обучение) и концепции «
та’диб
» (исправ-
ление, корректировка);
во-вторых, на «минималистском» и «максималистском» подходе к оценке
умонастроения выпускников мусульманских учебных заведений, что в прин-
ципе допускает критический характер их мышления по отношению к окру-
жающей социальной и политической среде;
в-третьих, на базовых понятиях исламского образования, составляющих
его цель — истина (
хакк
) и справедливость (
‘адл
).
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,...436
Powered by FlippingBook