Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 205

Монголоведение, тибетология, буддология
203
чжэнь
同鎮
). В словаре назван в конце списка укрепленных пунктов Южного
округа района Сюаньфу.
Следовательно, DY не мог быть составлен позже 1603 г.
2.
Terminus post quem.
2.1. Значительная часть топонимов словаря представляет собой названия
городов и крепостей, построенных в начале или середине XVI в. Хронологи-
чески наиболее поздними из них являются следующие:
Крепость Цзинху
靖胡堡
(№ 341) — построена в 1550 или 1556 г.;
Город Чадао
岔道城
(№ 337) — построен в 1551 г.
Ваяокоу
瓦窑口
(№ 349) — основан в 1558 г.
Крепость Юнцзя
永家堡
(№ 350) — построена в 1558 г.
2.2. В словаре встречается топоним
Яньцинчжоу
延慶州
(№338), который поя-
вился только в 1567 г. (до этого данный город назывался Лунцинчжоу
隆慶州
).
Следовательно, DY не мог быть составлен ранее 1567 г.
Обобщая сказанное, словарь (а значит, и засвидетельствованный в нем
монгольский языковой материал) надежно датируется периодом между 1567
и 1603 гг.
А. А. Сизова (ИВР РАН, С.-Петербург)
Монгольские переводы ламрима Гампопы
(полная и сокращенная версии)
Жанр ламрима объединяет тексты, описывающие духовную эволюцию
практикующего и являющиеся своего рода «инструкциями» по достижению
освобождения, цели буддийского пути. Как правило, ламримы связывают
с практикой трех типов личности — низшей, средней и высшей. На первом
этапе человек стремится к лучшему перерождению, на втором — к соб-
ственному освобождению от уз сансарического бытия, и наконец, подходит
к вершине буддийского пути Махаяны— деятельности бодхисаттвы на благо
всех живых существ. В основе данной практики лежит традиция, берущая
начало от Атиши Дипанкарашриджняны (982–1054) и сформулированная,
и изложенная со всей детальностью и полнотой в «Ламриме Ченмо» Цзон-
хавы (1357–1419).
Однако не все ламримы описывают практику трех типов личности, среди
исключений — трактат Гампопы (1079–1153) «Украшение освобождения»,
один из ключевых текстов школы Кагью. Разделение на главы в «Украшении
освобождения» обуславливается шестью аспектами буддийского пути:
причина — природа Будды;
основа — человеческое тело;
сопутствующее условие — духовный наставник;
средства достижения — наставления;
1...,195,196,197,198,199,200,201,202,203,204 206,207,208,209,210,211,212,213,214,215,...436
Powered by FlippingBook