Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 208

Секция X
206
нии своего путешествия в Гартар. Несмотря на то, что быт и нравы тибетцев
не произвели на увлеченного тибетским буддизмом Юньли положительного
впечатления, между ним и Далай-ламой установились хорошие личные отно-
шения, о чем есть свидетельства в целом ряде источников.
Торжественный въезд Далай-ламы в Лхасу состоялся 3 сентября 1735 г.
Однако, по свидетельствам католических миссионеров, находившихся в то
время на территории Тибета, за внешней пышностью скрывались серьезные
ограничения: Далай-лама не должен был вмешиваться в дела светского прав-
ления, а его отцу было позволено приезжать в столицу Тибета только раз в год,
и время пребывания было ограничено.
Так начался новый период в истории Тибета, когда светская и религиозная
власть вновь были разделены. При этомвнутренняя и внешняя политика, осущест-
вляемая Полханэ, находилась под контролем представителей цинских властей.
А. А. Туранская (ВФ СПбГУ)
Монгольская рукопись избранных песнопений Миларэпы
из дома-музея академика Ц. Дамдинсурэна
Тибетский прозо-поэтический сборник «Пространное жизнеописание спа-
сителя Миларэпы под названием «Сто тысяч песнопений»» (тиб.
Rje btsun mi
la ras pa’i rnam thar rgyas par phye ba mgur ‘bum bzhugs so
), известный также
под кратким названием
Гурбум
, был составлен в 1488 г. известным учителем
традиции Кагью Цаннён Херукой (тиб.
gTsang smyon he ru ka
) (1452–1507).
Сочинения, описывающие деяния и песнопения тибетского йогина, оказали
существенное влияние на формирование средневековой монгольской лите-
ратуры, в частности, на развитие монгольской агиографии и поэзии.
Гурбум
был переведен на монгольский язык в первой половине XVII в. известным
переводчиком многих буддийских сочинений Ширегету Гуши Цорджи (монг.
Siregetü Güüsi Čorji /XVI–XVII вв./). В Монголии
Гурбум
бытовал, в первую
очередь, в виде пекинского ксилографического издания XVII в.. Именно с него
делались многочисленные рукописные копии, бытовавшие на территориях
монголоязычных народов. В доме-музее академика Ц. Дамдинсурэна (Улан-
Батор, Монголия) под шифром А5–50 (МН-592) хранится уникальная рукопись
избранных глав из
Гурбума
Миларэпы.
В. Л. Успенский (ВФ СПбГУ)
Карьера князя Дондубдорджи как отражение политики
династии Цин в отношении Халха-Монголии
Дондубдорджи (ум. 1743) был племянником Тушету-хана Чахун-Дорджэ
и его брата Ундур-гэгэна (= Джэбдзундамба-хутухта I), которых традиционная
1...,198,199,200,201,202,203,204,205,206,207 209,210,211,212,213,214,215,216,217,218,...436
Powered by FlippingBook