Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 209

Монголоведение, тибетология, буддология
207
монгольская историография считает главными инициаторами перехода Халха-
Монголии в подданство империи Цин. Дондубдорджи, проживая в Пекине,
получил китайское образование и даже женился на дочери маньчжурского
принца. После победы над Галданом Канси решил выдать за него свою
дочь — четвертую принцессу Кэцзин-гунчжу (1679–1735). Это был первый
случай выдачи маньчжурской принцессы замуж за халхаского князя.
Для принцессы и ее мужа (который теперь получил маньчжурский титул
«
эфу
»— зять императора) был построен в Хух-хото роскошный дворец. В нем
она жила и скончалась, а ее бренные останки были погребены на родине мужа,
в Тушэтухановском аймаке.
В 1700 г. император Канси пожаловал Дондубдорджи титул Тушэту-хана,
но уже через два года отстранил его за ненадлежащее исполнение обязан-
ностей, назначив его хошунным дзасаком с понижением титула. В 1720–1723
гг. Дондубдорджи принимал участие в походе в Тибет, который был захвачен
джунгарами. После изгнания джунгаров он вошел во временную администра-
цию Тибета из шести человек.
В 1723 г. в Пекине скончался Ундур-гэгэн. Дондубдорджи отправился
в Халху, где взял в наложницы молодую девушку, которая соответствовала
пророчествам Ундур-гэгэна о своем будущем воплощении. Родившийся у них
на следующий год сын был объявлен Джэбдзундамба-хутухтой II. В 1727 г.
император Юнчжэн официально признал его таковым, а в 1737 г. император
Цяньлун официально принял его в Пекине.
Однако попытка осуществлять эффективный контроль над Халхой путем
концентрации духовной и светской власти в руках княжеской семьи, связанной
с императорским домом родственными узами, не оправдалась. В 1755 г. сын
Дондубдорджи от маньчжурской принцессы и его наследник Эринчин был
казнен по обвинению в измене. Другой сын — Джэбдзундамба-хутухта II
(1724–1758), хотя и удержал халхаских князей от вооруженного мятежа, зани-
мал довольно двусмысленнуюпозицию во время бурных событий того времени.
Поэтому император Цяньлун своим повелел находить его новые «воплощения»
в Тибете, а не среди детей халхаских владетельных семей.
Н. В. Ямпольская (University of Bern, Switzerland
)
О соотношении восьми монгольских переводов сутры
Аштасахасрика Праджняпарамита
Известно о существовании восьми монгольских переводов сутры Ашта-
сахасрика Праджняпарамита
 1
(перечень приведен ниже в предполагаемом
хронологическом порядке):
1
Санскр.
Artasāhasrikā prajñāpāramitā
; тиб.
‘phags pa shes rab kyi pha rol tu phyin pa
brgyad stong pa
; монг.
qutuγ-tu bilig-ün činadu ki
ǰ
aγar-a kürügsen naiman mingγ-a-tu
.
1...,199,200,201,202,203,204,205,206,207,208 210,211,212,213,214,215,216,217,218,219,...436
Powered by FlippingBook