Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 215

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
213
Е. С. Власенкова (ВФ СПбГУ)
К проблеме «
deus otiosus
»: терминология, содержание,
ритуал (на материале традиционных верований йоруба)
В существование так называемого «бога-творца», который, не без подачи
миссионеров, возглавил пантеон богов, верят во всех частях Тропической
Африки. Однако отсутствие культа, посвященного «главному» божеству
пантеона, у многих народов Африки вызвало массу вопросов среди ученых.
В западной литературе подобных божеств принято называть
deus otiosus
, или
«бог на досуге, бездеятельный, праздный бог». Многие исследователи указы-
вали на «парадоксальность» (с их точки зрения) веры африканцев в «главное»
божество, указывая на отсутствие культа.
На материале традиционных верований народа йоруба, его языка, можно
доказать наличие определенной связи между тем, каким представлялся «глав-
ный» бог обычному общиннику, и образом традиционного правителя. Тради-
ционный правитель был «бездеятелен» (с европейской точки зрения), он жил
в специальном месте, на холме (также как и верховное божество
Олофин
). Вход
в дом традиционного правителя был разрешен лишь ограниченному кругу лиц-
посредников между самим правителем и свободными общинниками, которые
имели возможность видеть своего лидера лишь в редких случаях. Это вызвало
представление о «далеком», отошедшем на покой божестве. О наличии корре-
ляции между образом традиционного правителя и представлении о демиурге,
отошедшем «на покой» после создания мира, свидетельствуют и эпитеты,
или многочисленные имена, «главного» божества йоруба
Олофина.
Одной из
важнейших функций традиционного правителя являлось обеспечение «миро-
вого порядка», который достигался самим наличием данной фигуры в микро-
космосе общины. Таким образом, в их глазах он не был бездеятелен, как и не
был бездеятелен
Олофин
. Подобно традиционному правителю,
Олофин
одним
своим «существованием» упорядочивал пантеон йорубских божеств. Здесь мы
подходим к важному вопросу о допустимости применения самого термина
deus
otiosus
к «главному» божеству йорубского пантеона. Оперируя европейскими
терминами и европейской системой ценностей, исследователи исказили само
представление о данном явлении и данном божестве.
Н. А. Власова (ЯрГУ, Ярославль)
Социальная значимость и основы сотрудничества
международных гуманитарных организаций и национальных
художественных объединений на примере Судана
Причиной для огромной популярности ИЗО в Судане является низкий
уровень грамотности населения и наличие множества языков и диалектов, не
1...,205,206,207,208,209,210,211,212,213,214 216,217,218,219,220,221,222,223,224,225,...436
Powered by FlippingBook