Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 219

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
217
важны, в частности, следующие два параметра: 1) позиция релятивизуемой
именной группы и 2) позиция зависимой клаузы — синтаксически встроено
внутрь главного предложения или же находится вне его. В докладе будут
рассматриваться вопросы, связанные с соотношением этих двух парамеров
релятивизации, и теми ограничениями, которые возникают при их сочетании
в какабе.
Т. М. Гавристова (ЯрГУ, Ярославль)
Становление современной исторической науки в Африке:
поиски идентичности
Поиски идентичности — процесс творческий. Его креативность проявля-
ется в намерении найти ответ на вопросы: «кто я?» и «кто мы?», в попытке
самоидентификации и соотнесения себя с другими (людьми, расами, этносами,
конфессиями). Поиски идентичности, как правило, ведутся в среде ученых,
писателей, политиков и на личностном уровне связаны с потребностью в само-
реализации. На групповом уровне для африканцев доминирует необходимость
реабилитировать себя и свой народ перед лицом окружающих, что определило
специфику становления исторической науки и формирование исторического
(и общественного) сознания.
Возникновение современной исторической науки в Африке относят к сере-
дине ХХ в. и связывают с именем Ш. А. Диопа (1923–1986 гг.), автора книги
«Негрские нации и культура (От негро-египетской античности до культурных
проблем современной черной Африки)» (1954 г.). Полемическая острота ее
стиля и парадоксальность выводов вызвали дискуссию в научных кругах.
Многие выражали восхищение энциклопедическими знаниями ученого
и использованным им методом многофакторного анализа.
К числу сторонников «негрского» Египта («школы Ш. Диопа») можно
отнести Т. Обенгу — ученика и оппонента Ш. А. Диопа. Оба критиковали
европейских исследователей, утверждая, что правдивую историю Африки
может написать только африканец. Оба считали, что объективный взгляд
на историю играет огромную роль в реабилитации расового сознания. По
их мнению, Египет для Африки играл ту же роль, что Греция и Рим — для
стран Европы. Она уделяли большое внимание изучению взаимосвязи
египетской и африканской культуры с целью восстановления исторической
справедливости в поисках африканской идентичности. Очевидное сходство
их взглядов проявлялось в видении корней африканской истории, в подходах
к содержанию ее предмета и метода. Однако в трактовке предмета истории
Ш. А. Диоп был ближе к философам и трактовал ее как «не событийную»,
а Т. Обенга, тяготея к социально-культурной антропологии, — как этно-
историю.
1...,209,210,211,212,213,214,215,216,217,218 220,221,222,223,224,225,226,227,228,229,...436
Powered by FlippingBook