Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 225

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
223
винция Адамауа, Нигерия для проведения полевых исследований ряда языков
этой семьи. Исследовались языки йенданг, вакка, майа и ньонг. В докладе
предполагается продемонстрировать первые результаты анализа прономи-
нальных систем данных языков. Будут рассмотрены различные серии личных
местоимений, проанализирована их роль для сравнительно-исторического
изучения данной семьи. Предполагается рассмотреть процессы морфемной
и субморфной нейтрализации в системе личных местоимений и их роль для
реконструкции прономинальной системы семьи адамауа. Также предполага-
ется продемонстрировать различные стратегии выражения прономинальных
и именных актантов в конструкциях с трехвалентными глаголами при раз-
личных комбинациях выражения пациенса (темы) и адресата (реципиента).
Анализ последнего аспекта может быть обобщен в следующей таблице:
Таблица
Объект (O)
Адресат (A)
Вакка и йенданг
Майа
Ньонг
Порядок слов
Существ.
Существ.
S+V+A+O S+V+O+men+A S+V+A+O
Существ.
Местоимение
S+V-A+O
S+V-A+O S+V-A+O
Местоимение Существ.
S+V+A+O S+V-O+men+A S+V+A+O
Местоимение Местоимение
S+V-A+O S+V-O+men-A S+V-A+O
Приведенный выше анализ демонстрирует отличие языка майа от других
языков за счет более высокого синтаксического статуса пациенса (темы) по
отношению к адресату (реципенту) при влиянии на поверхностный синтаксис
и т. н. «иерархии одушевленности» (дейктической иерархии).
О. Ю. Завьялова (ВФ СПбГУ)
Отражение некоторых мировоззренческих особенностей
в пословицах манден
Весьма важная роль пословиц в культуре народов манден объясняется тем,
что как и у большинства народов стран Азии и Африки, основной ценностью
сообщения является обращение к прошлому опыту, обычаям; именно такой
прием, а не логические доказательства, убедит собеседника в правоте выска-
зывания.
Пословицы в большей степени, чем остальные жанры построены на оппо-
зиции. Поэтому можно увидеть в частности, что именно противопоставлено
конкретным понятиям у манден, что также отражает мировосприятие этих
1...,215,216,217,218,219,220,221,222,223,224 226,227,228,229,230,231,232,233,234,235,...436
Powered by FlippingBook