Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 239

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
237
а также включение курсов, посвященных историко-культурному наследию,
в учебные программы.
Созданная квинтэссенция обладала не только просветительским потенциа-
лом. Она заложила основу модели национальной самоидентификации через
синтез историко-культурного наследия всех народов Нигерии, что шло вразрез
проводимой государственной политики доминирования Севера. Наиболее
очевидно это стало в 1980-е гг.
Е. Морозенская (ИЯз РАН, Москва)
Обновление государственной экономической политики
в Африке южнее Сахары (АЮС)
За годы независимого развития стран АЮС изменялась степень влияния
государства на социально-экономические процессы. В 1960–1970-е годы клю-
чевой была политика опоры на собственные силы. Ее неудачные результаты
способствовали тому, что в 1980–1990-е годы началось активное сокращение
участия государства в экономике. «Африканский ренессанс» 2000-х годов
ознаменовался высокими темпами экономического роста стран АЮС (5–6%)
и заметным приростом реального подушевого ВВП в половине из них (2–9,7%).
Главными причинами роста стали внешние факторы. Для подключения вну-
тренних факторов необходима новая стратегия развития.
Структурная трансформация африканских экономик невозможна без
усиления институтов государственного регулирования в сфере информации,
налогообложения, рынка труда. Предлагаемые для этого модели социально-
экономического развития основываются либо на жестком государственном
контроле над экономикой (Developmental State, DS), либо на повышении бла-
госостояния населения за счет роста его участия в процессе воспроизводства
(Inclusive Development, ID). Соответственно, основа развития —либо повыше-
ние эффективности производства в ключевых отраслях (DS), либо масштабное
увеличение занятости во всех сферах хозяйства (ID).
В Африке реализация DS возможна при условии гибкого использова-
ния иностранных инвестиций в экспортном промышленном производстве.
Реализация модели ID, более привлекательной для решения социальных
проблем, затруднена постоянным увеличением масштабов неформальной
занятости. При этом одновременное использование принципов обеих
моделей — DS и ID — представляется затруднительным, так как ID должна
базироваться на повышении качества труда, следовательно — его цены,
тогда как в основе DS лежит использование дешевых кредитов и дешевой
рабочей силы. Это подчеркивает и сложность выбора одной из возможных
моделей государственной экономической политики, и необходимость их
гибкого сочетания.
1...,229,230,231,232,233,234,235,236,237,238 240,241,242,243,244,245,246,247,248,249,...436
Powered by FlippingBook