Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 241

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
239
языков Манден, в частности бамана и манинка (С. Томчина), где конверсия
слов — явление весьма частотное.
В этой связи интересно, что язык муан, по степени аналитичности лишь
немного уступающий бамана, тем не менее, практически не использует кон-
версию, и граница между классами слов оказывается весьма четкой.
В докладе будут приведены результаты подробного исследования фоно-
логического состава слов муан, которое показало, что различные классы слов
различаются помимо всего прочего и своим фонемным составом, а также
тональным поведением.
Так, например, гласный не может начинать полнозначное слово — только
служебные слова и местоимения могут иметь структуру V, VV.
Структура стопы CV, CVV характерна для слов всех классов.
Слова со стопой CvLV в норме являются полнозначными (не служебными).
Такая стопа совершенно нетипична для частиц, послелогов, местоимений,
связок.
Стопы CVŋ и CvLVŋ характерны только для существительных, прилага-
тельных и наречий (но не для глаголов).
Тональные рисунки также оказываются распределены по-разному для
разных классов слов. Важнейшим отличием глаголов от слов всех других
классов оказывается то, что в долгой стопе (типы CVV, CvLV) невозможны
модулированные тоны. Глагол в исходной форме может иметь на долгой стопе
только ровный тон (высокий, средний или низкий).
Классы слов в муан различаются также тональным поведением в зависимо-
сти от левого тонального контекста. Грамматический тон (тональная морфема)
характерна только для глагола.
Таким образом, части речи в муан могут быть выделены не только по чисто
синтаксическому и отчасти морфологическому критериям, но и по форме.
В. А. Попов (МАЭ РАН; Исторический ф-т СПбГУ)
«Общности по джаму»: родовые институты или сетевая
организация? (К историографии проблемы)
Джаму (
jamu
) —патронимы, многие из которых (а всего их зафиксировано
более двухсот) объединяют сотни тысяч людей в Западном Судане. Носители
одинаковых джаму—«общности по джаму»—возводят себя к общему предку.
Существует корреляция между джаму и статусом и/или профессией, переда-
ваемой по наследству, а также этнической принадлежностью. Между многими
джаму (например, Кейта, Тункара и Сисе, Траоре и Дембеле) предполагается
родство. При этом одни общности считаются младшими, а другие — стар-
шими кросскузенами, что отражает представление об их происхождении от
сиблингов-первопредков. Ассоциация с родством находит выражение и во
1...,231,232,233,234,235,236,237,238,239,240 242,243,244,245,246,247,248,249,250,251,...436
Powered by FlippingBook