Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 245

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
243
Роль «предикатора» в ПУМ выполняет формант
hV
(
ha-/he-/ho-
), гласный
элемент которого сингармонически уподоблен по признаку ряда гласному
следующей за ним морфемы, которая является классным согласователем:
ho-ghu-ja
(3),
he-ji-ja
(5),
ha-ka-ja
(12). Формант
hV
«предикативизирует» УМ,
превращая их в предикативные дейктические слова, в которых копулятивное
бытийное значение совмещается с дейктическим указанием на степень отдален-
ности объекта высказывания от говорящего и адресата. ПУМможно посчитать
синтаксическими дериватами УМ.
В предложении ПУМ являются неглагольными предикатами местоположе-
ния—аналогами русских локативных предикатов с дейктическими частицами
вот
и
 вон
:
Pusi umu ho-yu a ighu ya igho
‘кошка одна вот она тут на камне’.
Высказывания, содержащие ПУМ, лишены стилистической нейтральности,
относятся к реальному настоящему, используются только в диалогах и их про-
изнесение сопровождается указывающим жестом или кивком головы.
А. Д. Саватеев (ИнАфр РАН, Москва)
Мусульманские пророки Тропической Африки — 
вестники афроисламской цивилизации
Мусульманские пророки Тропической Африки — явление, практически
не исследованное в российской историографии. В западной и африканской
исторической и духовно-религиозной литературе им посвящен целый ряд
крупных работ, однако даже здесь, за очень малым исключением
 1
, пророки
рассматриваются в свете государственно-политического подхода или оценива-
ются как лидеры
джихадов
, не более того. Тем не менее и среди зарубежных
специалистов ничтожно мало тех, кто связывает пророчествующих лидеров
джихадов
с созданием афро-исламской или исламо-африканской цивилизации.
Сложившиеся убеждения в отношении этих выдающихся личностей далеко не
отражают их истинное значение для судеб африканской цивилизации.
Между тем в конце XVIII–XIX вв. в Африке южнее Сахары произошли те
знаменательные события, которые в итоге привели к трансформации содержания
жизни народов. Именно тогда в нескольких областях субконтинента появились
выдающиеся ученые мужи, обладавшие смелостьюобъявить себя пророкомибро-
сить вызов правящим кругам. Они владели совокупностьюпознаний в исламских
1
К таковым можно отнести монографию С. Ибрагима, статьи Дж. Р. Уиллиса
и К. Кулона: Sulaiman I. ARevolution in History. L–N. Y., Mansel, 1986; Coulon C. Prophets
of God or of history? // Theoretical Explorations in African Religion. L., etc, 1985; Willis
J. R. Jihad fi Sabil Allah — Its Doctrinal Basis in Islam and Some Aspects of its Evolution
in Nineteenth Century West Africa // Journal of African History 1967. Vol. VIII, N 3.
1...,235,236,237,238,239,240,241,242,243,244 246,247,248,249,250,251,252,253,254,255,...436
Powered by FlippingBook