Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 246

Секция XI
244
науках, как правило их отличали блестящий литературный дар выражения своих
мистических настроений и способность привлекать внимание десятков тысяч, а то
и сотен тысяч приверженцев. В местных обществах благодаря им резко усилился
накалрелигиозно-политическойжизни, выросуровеньнастроенийпротестапротив
социальных несправедливостей, притеснений со стороны официальных властей,
усилились запросына укрепление духовно-религиозных, морально-нравственных
и социально-культурных основ общежития в соответствии с требованиями
исламского закона. Разрастается число произведений, в которых в поэтической
форме и в прозе излагаются картины идеального устройства общества. Бурная
общественная и интеллектуальная жизнь, где протест соединяется с социальным
проектированием, чаще всего выливается в вооруженные выступления—джихады
в защиту основ веры и праведного бытия. Предводителей восстаний — проро-
ков такого рода — можно именовать
пророками-воителями
(Усман дан Фодио,
Ал-Хадж Омар, Ма Ба Диаку, Мухаммад Ахмед (махди), сайид Мухаммад бин
Абдаллах Хассан). Но был и приверженец преобразования общества на основе
этического совершенствования внутренней природы человека — Амаду Бамба,
которого предлагают назвать
пророком-проповедником.
Этот период — конец XVIII — XIX вв.
— эпоха интенсивной духовно-
религиозной жизни, включавшая силовое обращение африканцев в ислам
и породившая целый ряд исламских учений и движений профетического
содержания, по нашему мнению
, и является
ярким подтверждением «осевого
времени» для Африки южнее Сахары, т. е. 
периодом становления афри-
канской цивилизации в этой части континента
. Немного позже начинают
разворачиваться и афро-христианские движения, выражающие самобытные,
переосмысленные африканцами христианские учения. С этого времени Африка
южнее Сахары cтала одним из очагов цивилизации, адресующим свои идеи,
как и прочие цивилизации, всему миру. В светской сфере это явление повлекло
за собой формирование афроцентристских доктрин.
В. Ю. Саркисова-Куамé (ILA, Université de Cocody, Côte d’Inoire)
Священный табурет духов и королевский трон у баулé
(Кот-д’Ивуар)
Баулé (baoulé, baulé) представляют собой часть большой лингвистической
группы «акан», проживающей в южной и прибрежной части Западной Африки.
Основная зона расселения — Республика Кот-д’Ивуар (République de Côte
d’Ivoire), известная ранее под именем «Берега Слоновой Кости».
После многочисленных расспросов и бесед с инициированными старейши-
нами деревень клана баулé айяу — Н’Денукро (N’Denoukro), Диакоу (Diako-
hou), Н’Дуфуканкро (N’Doufoukankro) супрефектуры Буафлé в центральной
части Кот-д’Ивуара, нам удалось собрать некоторые сведения (которые нам
1...,236,237,238,239,240,241,242,243,244,245 247,248,249,250,251,252,253,254,255,256,...436
Powered by FlippingBook