Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 247

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
245
посчитали возможным сообщить) о священном символизме королевского
табурета духов.
Священый табурет вогнут и выгнут одновременно, он несет в себе идею
единства и неделимости мужского и женского начал.
Табурет является сосредоточием космической энергии — его вогнутое
сиденье собирает силу неба, тогда как выгнутая основа принимает силу
земли. Табурет связывает то, что внизу, с тем, что наверху, и соединяет
подземный и небесный миры, принадлежа к срединному миру людей.
Табурет—воплощение пятеричного принципа, он обьединяет в себе пять
элементов: четыре ножки по бокам и одна в центре. Это четыре стихии
(земля, вода, огонь, воздух) и пятая — энергия (сила).
Табурет отражает принцип седьмичности: четыре ножки, основa, сиденье
и пятая ножка, иcxодящая из центра сиденья, не несущая никакой функ-
циональной нагрузки. К табурету часто подвешивают семь колокольчиков,
что также указывает на священный принцип семи: три— это число неба,
четыре — число земли.
Табурет—символ вечной власти неба и преходящей земной власти царей:
помимо пространственной идеи заключает в себе и временную.
В. Н. Семенова (ВФ СПбГУ)
Гондарский стиль: XVIII в. как переход к современной
иконографической традиции
Памятники второго гондарского стиля — манускрипт Нэгэрэ Мариам
(история и чудеса госпожи нашейМарии), росписи Нарга Селасе на озере Тана,
манускрипты Дэрсана Микаэль. В росписи Нарга появлется сама императрица
Мэнтэваб, по заказу которой и расписывалась церковь. Она просит о защите
Богородицу, написана верхом на лошади в королевском облачении с короной.
Новым является иллюстрирование агиографических житий местных святых.
Житие св. Валата Петрос, монашки с озера Тана, включает миниатюры с изо-
бражением самого озера, монахинь за работой, являясь примером иллюминиро-
ванной рукописи, для которой писались жанровые сцены. Факт иллюстрирова-
ния жития местных святых, а также деяний ангелов и отцов церкви фиксирует
и Ж. Мерсье, опираясь на манускрипты Британской библиотеки. Французский
ученый полагает, что эфиопские художники двигались от простого подражания
западным моделям к самостоятельному изобретению образов, что привело
в XVIII в. к появлению новых иконографических типов.
Художники оставались духовными лицами, однако уже начали работать на
аристократию, став тем самым более свободными и независимыми от канонов
и монастырей, чем раньше. Баланс сил между двором и регионами стал хрупким.
Если заглянуть вглубь истории, получается, что эфиопский император постоянно
1...,237,238,239,240,241,242,243,244,245,246 248,249,250,251,252,253,254,255,256,257,...436
Powered by FlippingBook