Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 249

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
247
влияние, прежде всего, в сфере духовной культуры. Африканская доминанта
в современной мировой культуре часто носит «панафриканский» харак-
тер — такая абстрактная «Африка» предстает в «Негритюде» Л. С. Сенгора.
Конкретные же «африканские сюжеты» в этом отношении, прежде всего,
связаны с народом
йоруба
. Значение термина
йоруба
вышло за рамки определе-
ния группы родственных народов на юго-западе Нигерии и юго-востоке Бенина.
Йоруба
— это активно моделируемый цивилизационный концепт, экспансия
которого идет на уровне идеологии.
Йоруба
—один из немногих африканских
языков, изучаемый за пределами Нигерии вне теоретическо-прикладной акаде-
мической науки. Хотя йорубские исследования традиционно были прерогативой
британских ученых, в настоящее время они вызывают пристальный интерес
историков, культурологов, этнологов, религиоведов и демографов во Франции,
США, Латинской Америке и странах Африки. Эта тема включает изучение
афробразильских и афрокарибских синкретических культов.
Кристаллизации йорубского элемента и формированию мифоконструирую-
щей традиции способствует и сама наука. В Бразилии многие антропологи, изу-
чающие культы на основе религии
йоруба
, сами являются их последователями
или почетными членами общин. Духовное наследие
йоруба
вписано в литера-
турный контекст. В книгах бразильского классика Ж. Амаду практики народной
религии неотделимы от жизни персонажей. Всемирно известные африканские
литературные деятели—В. Шойинка и А. Тутуола—нигерийцы-йоруба, в про-
изведениях которых культурно-религиозная идеология
йоруба
занимает важное
место. Сегодня присутствие культуры
йоруба
актуально и в отечественной среде
в связи с духовными поисками и увлечением религиями
нью эйдж
.
Т. А. Соколова (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Маска-паспорт: миниатюрные маски у народов
Кот-д’Ивуара и Либерии
Маска небольших размеров, как правило, являющаяся упрощенной копией
«обычной» (сопоставимой с размерами человеческого лица) маски, зачастую
называется маской-паспортом. Это наименование связано с тем, что у ряда
этносов рассматриваемого региона подобные маски служили своего рода
документом, подтверждающим принадлежность либо к тому или иному роду,
либо к определенной этнической общности.
Остановимся подробно на бытовании миниатюрных масок у либерийских
дан. Миниатюрные маски у либерийских дан именуются
. Подобной маской
владел каждый взрослый член общины (мужчина). Маски изготовлялись при-
мерно одинакового размера, сопоставимого по размеру с ладонью взрослого
мужчины. Видеть эту маску мог только владелец, а также жрец во время риту-
альных действ. Во время инициации в Поро каждый мальчик получал свою
.
1...,239,240,241,242,243,244,245,246,247,248 250,251,252,253,254,255,256,257,258,259,...436
Powered by FlippingBook