Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 25

Источниковедение и историография арабских стран
23
М. Ф. Муртазин (НИУ ВШЭ, Москва)
Толкование Корана Ибн Кясира «
Тафс
р ал-
ур’āн ал-‘А
╔╖
м
»
и Фахр ад-Дина Ар-Рази «
Мафāт
╖╝
ал-
айб
»: сравнительно-
сопоставительный анализ толкования отдельных сур
Формирование науки толкования Корана (
тафс
р ал-
ур’
ā
н)
проходило
через разные этапы. Первоначальное толкование Корана происходило в изуст-
ной форме, а в первый период письменной фиксации (VIII в.) толкователи-
муфассиры
опирались на принцип толкования Корана Кораном, толкования
Корана
хадисами
. Этот подход к толкованию Корана получил в истории
мусульманской экзегетики название толкования по преданию (
ат-тафс
р
би-н-на
л, би-л-
ад
╖╙
, би-л-а
ар
). Он основывался на том, что толкователь
собирал то, что было сказано по поводу толкования того или иного
аята
в Коране,
хадисах
, высказываниях сподвижников Мухаммада и их после-
дователей, при этом не допускались самовольные суждения, не имеющие
достоверного источника из числа авторитетов праведного поколения (
салаф
╘ā
лих
).
Следующим этапом развития мусульманской экзегетики стал
тафс
и
р
по
умозаключению (
ат-тафс
р би-л-‘а
л
). В таких сочинениях автор опирается
на личное понимание текста и стремится сделать самостоятельный вывод
о смысловом значении того или иного
аята
. При этом
муфассир
прибегает
не только к сведениям, полученным из предания, но и использует знания по
филологии, истории, практическому богословию.
Ярким образцом
тафсира
по преданию является сочинение «Большое
толкование Корана» «
Тафс
р ал-
ур’
ā
н ал-‘А
╔╖
м
» Абу-л-Фиды ал-Хафиза
Ибн Кясира (ум. в 1273 г.). Примером толкования по умозаключению является
сочинение «Ключи к сокрытому» «
Маф
ā
т
╖╝
ал-
айб
» Абу ‘Абдаллаха Фахр
ад-Дина ар-Рази (ум. в 1209 г.). Сравнительно-сопоставительный анализ тол-
кований отдельных
сур
Корана двух
муфассиров
наглядно отражает разность
подходов к толкованию Корана.
В ходе анализа будут рассмотрены
тафс
и
ры
несколько коротких
сур
Корана.
И. А. Османова (ГМИР, С.-Петербург)
Источники му‘тазилитской литературы
В свое время мощное идеологическое движение
му‘тазилит
ов сыграло
огромную роль в раннесредневековом исламе, в частности, в истории развития
мусульманской догматики. Аббасидские халифы (кроме Харуна ар-Рашида)
до середины IX в. поддерживали му‘тазилитов, оставляя за последними роль
авторитетной, организующей философско-религиозной доктрины. Защищая
и сдерживая ислам от огромного количества сект и ересей, му‘тазилиты твердо
1...,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,...436
Powered by FlippingBook