Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 251

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
249
они воспринимаются как показатель религии. Любопытно, что эта тенденция
заметна не только у мусульман, но и у христиан, которые все чаще дают имена
из Библии, при этом исходный смыл этих имен не имеет для них значения.
Ю. Г. Суетина (ИСАА МГУ)
Глагольная форма
saa
— реальность или возможность?
Несмотря на большое внимание, уделявшееся и уделяемое глагольной
системе хауса, все еще остаются нерешенные вопросы. Из 10 глагольных
форм составляющих глагольную систему этого языка, форма
saa
, получившая
в западной хаусанистики название
potencialis
, изучена менее других. Все авторы
пишут, что это форма выражает будущее действие, которое может произойти,
но в осуществлении которого говорящий выражает сомнение.
Вместе с тем, подобная трактовка этой формы вступает в противоречие с тем
фактом, что форма
saa
часто используется в паремии, например: komenisan-
dare, gariyaawaye
как бы долго не длилась ночь, все равно наступит рассвет
.
Поговорка перестанет быть поговоркой, если она будет выражать сомнение
в исходе действия.
Ф. Джаггер пишет, что форма
saa
может быть заменена на форму
zasu
,
выражающую будущее время.
Был проведен лингвистический эксперимент с участием двух информантов-
хауса из Северной Нигерии. Им были предложеныфразы, взятые из текстов, соз-
данных в различные промежутки времени, с предложением отметить, является
ли действие, выраженное формой
saa
возможным или реальным. Результаты
работы обоих информантов полностью совпали. Через две недели им были опять
предложены те же фразы, в которых глагольная форма
saa
была заменена на
zasu
. Результаты этого эксперимента совпали с результами первого. Из 10 пред-
ложений лишь в двух информанты определили действие как возможное. При
этом выборе они опирались на экстралингвистические факторы.
Анализ употребления глагольной формы
saa
в различных текстах показал,
что она используется только в прямой речи. Также следует отметить, что форма
носит архаический характер, поскольку большая часть случаев употребления
этой формы отмечена в «Хрониках хауса».
И. Г. Татаровская (ИнАфр РАН, Москва)
Мир животных в мифологическом сознании народов
Тропической и Южной Африки
Животные занимают особое место в повседневной, духовной и религиозной
жизни Тропической иЮжной Африки. Звери и птицы представлены в культах,
1...,241,242,243,244,245,246,247,248,249,250 252,253,254,255,256,257,258,259,260,261,...436
Powered by FlippingBook