Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 256

Секция XI
254
(5)
OK
Sɔ̀
kȕ
yȁ
‑a̋
lé
tȁ
n
Сок
|
у он‑же ctnv
ipfv
\ходить же
И правда
, Сок
|
у еще ходит (/ сейчас ходит)!’
С. А. Французов (ИВР РАН; ВФ СПбГУ)
Житие Йэмрэханна Крэстоса:
скрытая в тексте информация и ее истолкование
Житие Йэмрэханна Крэстоса (сокращенная форма имени — Йэмрэха),
одного из царей династии Загве, дошло до нас в трех рукописях XIX в.
 1
На первый взгляд, значение данного агиографического памятника как исто-
рического источника не велико, поскольку, помимо стандартных топосов, оно
почти не содержит достоверных сведений о событиях, относящихся к прав-
лению царя Йэмрэхи.
Однако в тексте жития сохранилась ценная информация о том времени, когда
оно было письменно зафиксировано. Так, в нем сообщается, что, как только
Йэмрэханна Крэстос стал царем, он через глашатая обратился к подданным,
призвав их к соблюдению строгой моногамии (Ibid., p. 44
25
–45
5
(текст), 80
17–26
(пер.)). Подобный призыв, исходивший от царя, был особенно актуален в так
называемую «эпоху гонений» (1341–1371), на протяжении которой Дабра-
Либаносская конгрегация находилась в жестком противостоянии с царями
Амда Сионом и его сыном Сайфа Арадом (1344–1371). В качестве предлога
для сурового обличения этих монархов было использовано их многоженство,
объяснявшееся, впрочем, соображениями политической целесообразности,
тогда как истинная подоплека конфликта заключалась в их стремлении под-
чинить Церковь царской власти.
Кроме того, в житии Йэмрэханна Крэстоса прослеживается влияние неко-
торых исламских мотивов, в частности, догмата об абсолютном предопределе-
нии (Ibid., p. 37
10–15
(текст), 74
8–13
(пер.)) и представления о том, что причиной
падения Диавола стал его отказ поклониться Адаму (Ibid., p. 37
16–19
(текст),
74
13–18
(пер.)). А ведь именно при Амде Сионе и его преемниках Эфиопскому
царству были подчинены обширные земли, населенные по преимуществу
мусульманами.
Таким образом, информация, которую можно извлечь из текста жития Йэм-
рэхи, позволяет с большей долей вероятности отнести время его составления
к середине — третьей четверти XIV в. Данная датировка подтверждается тем,
что первое известное упоминание о нем восходит к началу XVI в. (Ibid., p. 1).
1
Marrassini P. Il Gadla Yemrehanna Krestos. Introduzione, testo critico, traduzione.
Napoli, 1995 (Supplemento n. 85 agli AION, vol. 55, fasc. 4), p. 1–3.
1...,246,247,248,249,250,251,252,253,254,255 257,258,259,260,261,262,263,264,265,266,...436
Powered by FlippingBook