Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
257
в условиях конфронтации с белым большинством. Главными идеологами
и популяризаторами афроцентризма были профессор кафедры афроамерикан-
ских исследований Темпльского университета Молефи Кете Асанте и руко-
водитель кафедры афроамериканских исследований при Калифорнийском
университете Маулана Каренга. Взяв за основу идеи У. Э. Б. Дюбуа, М. Гарвея,
Ш. А. Диопа, Л. Сенгора, К. Нкрумы, Т. Обенги и других выдающихся черно-
кожих мыслителей и интеллектуалов, они сумели превратить их в методо-
логию исследований и теорию социальных перемен. На рубеже ХХ–ХХI вв.
им удалось интегрировать установки афроцентризма в процесс поиска новой
идентичности, принадлежность к которой была обусловлена не только цветом
кожи, но и целым рядом других признаков, в частности — стремлением реа-
билитировать свою расу в мировой истории и культуре.
В процессе реабилитации использовались разнообразные модели коммуни-
каций (в их числе лингвистическая, герменевтическая, фольклорная, семиоти-
ческая, культурологическая и другие), применялись приемы карнавализации,
театрализации, мистификации, игры.
Э. Г. Цветков (ЯрГУ, Ярославль)
Ярославский край в системе советско-африканских
отношений в 1960–1980-е гг.
Проблема региональных контактов с Африкой ранее не становилась пред-
метом специального исследования. Однако даже в первом приближении стано-
вится ясно, что бурные события африканской истории 2/2 ХХ в. оставили свой
след не только в мировых процессах, но и в жизни рядовых граждан СССР,
волею судеб столкнувшихся с Африкой.
Деколонизация Африки погрузила ее в гущу усложняющихся в геометри-
ческой прогрессии мировых процессов, в которых ей предстояло найти свое
место. Жизнь и политика СССР диктовала свои принципы отношений с раз-
вивающимися странами. Масштабные сдвиги во взаимоотношениях с Африкой
наметились в СССР с конца 1950-х гг. и затронули широкие слои советского
населения. В то время, когда все только начиналось, советские граждане толком
и не знали, где находится Мавритания
1
.
Развитие региональных контактов шло на разных уровнях и по различным
направлениям. Это был комплекс взаимоотношений в структуре социально-
экономических и политических связей, по линии общественных организаций,
в сфере образования, медицины, культуры. В нем участвовали сотни учреж-
1
Давидсон А. Б. Что такое Мавритания? — 50-летие создания Советского комитета
солидарности стран Азии и Африки? // Интервью А. Б. Давидсона «Радио Свобода»
11.06.2006 г. URL:
.